Черногория на июньские праздники 2014. День 5. 16 июня. Экскурсия: «Парк Дурмитор, Каньоны рек Пива, Тара, Морача, монастыри Пива и Морача».
Сегодня была самая обширная экскурсионная программа за всю поездку. Собственно, в нее входили почти все природные достопримечательности, которые я хотела посетить в Черногории.
Описание экскурсии на сайте агентства:
Мы отправляемся из Будвы (Бечичи, Рафаиловичи, Святой Стефан и др.) в сторону материковой части Черногории. По дороге мы проезжаем через столицу Черногории Подгорицу. Затем наш путь будет пролегать вдоль каньона реки Морача, который поражает своей красотой и величием, где будет несколько фото пауз. Затем мы посещаем монастырь Морача (XIII век). Монастырь с храмом Успения Богородицы, где хранится рука святого священномученика Харалампия. Дальше мы направляемся в каньон реки Тара (протяженность 80 км, глубина — около 1300 м., это самый глубокий каньон в Европе, а в мире уступает лишь Гранд-Каньону в США), где посетим уникальный мост Джурджевича на Таре (фото пауза). Мост Джурджевича Тара — самый высокий автомобильный мост в Европе (160 м над рекой). Далее мы посетим г. Жабляк, где предусмотрена пауза для обеда. Жабляк – самый высоко расположенный город на Балканах. После обеда предусмотрено посещение национального парка Дурмитор. У вас будет возможность прогуляться по парку и окрестностям Черного озера, которое имеет ледниковое происхождение. Озеро состоит из двух небольших озер. После прогулки мы переезжаем через перевал в направлении Пивского озера (фото пауза), славящегося своим необычным изумрудным цветом воды и посетим Пивский монастырь (XVI век) который находится неподалеку. Затем наш путь лежит обратно на побережье, но другой дорогой – через город Никшич. Таким образом в этой экскурсии Вы увидите практически всю среднюю и северную части Черногории.
Выезжали мы в 8 часов. Завтрак в нашем отеле начинался не в 7 часов, как в большинстве отелей, а в 8. В 8 нас уже должна был ждать машина за крепостными стенами Котора. Мы спустились в ресторан, в надежде, что нас все-таки накормят. Конечно, большой радости от нашего появления на полчаса раньше на лицах персонала не было. Но шведский стол был уже почти накрыт, и кофе нам тоже сделали.
Погода с утра была сильно пасмурная, но дождя пока не было. Было прохладно, градусов 18. Зная, что едем в горы, взяли с собой куртки, а также зонты и дождевики.
Выехали вовремя, сегодня нас вез сам Олег. Экскурсию я себе представляла так: сначала 2-3 часа едем 200 с чем-то километров, потом что-то быстро смотрим в нескольких местах, потом 2-3 часа едем обратно по той же дороге. С Олегом все оказалось не так. Он так составил маршрут, что почти все время в поездке мы проезжали либо очень красивые природные места, либо милые маленькие городки (городки проезжали не мимо, а с заездом в них, проезжая через достопримечательности и живописные улицы). Олег решил, что учитывая прогнозируемые погодные условия надо сначала ехать в каньон реки Тара, а возвращаться через каньон реки Морача.
Время прошло незаметно, а мы уже доехали до нашей первой достопримечательности – озера Пива. Само озеро Пива и каньон реки Пива просто необыкновенной красоты: отвесные зелёные скалы, уходящие прямо в бирюзовую воду. Причудливая каменная кайма берега создаёт затейливые изгибы, делая это место просто сказочным.
Жаль, спуститься к нему нельзя. Тропинки нет, а берега заросли густым кустарником. От озера начинается Каньон реки Пива. Из всех озер, которые я видела в Черногории, Пивское озеро показалось мне самым красивым.
Пивское озеро – не природное, оно образовалось в результате постройки в 1975 году плотины на бурной горной реке Пива плотины в 1975 году. Плотина считается самой большой в Европе: 220 метров высоту, 30 метров у основания и 4,5 – на вершине.
Недалеко от Пивского озера заехали в Пивский монастырь, который находится чуть в стороне от дороги (там есть указатель) примерно в 2-3 км от Плужине. Монастырь был возведён на берегу реки Пива в 16 веке, но только километра на 4 ниже того места, на котором он располагается сейчас. Монастырь был очень богатый: большая коллекция икон, богатый алтарь и все стены в дивной красоты фресках. Но после строительства плотины монастырь оказался в зоне затопления. И монастырь решено было переносить выше. Его разобрали буквально по камешкам, снимая тысячи метров фресок. Над его переносом и восстановлением трудились лучшие архитекторы со всего мира. На данный момент Пивский монастырь практически восстановлен, правда кое-где есть невосстановленные фрески и иконы, а так же такие изображения, на которых лицо и руки как будто бы специально кто-то соскабливал, оставляя нетронутым одеяния. В этом монастыре очень большая коллекция икон – я столько икон не видела ещё ни в одном монастыре Черногории. Так же что поразило, так это люстра подле алтаря: на ней висят двусторонние иконы, а крест на алтаре поддерживают две огромные рыбы.
Дорога на Жабляк от Пивского озера - это отдельная гамма эмоций и экстремальных ощущений. Во-первых, она традиционно узкая, шириной в одну машину, с одной стороны дороги отвесная скала, а с другой обрыв и нет даже намёка на отбойники. Во-вторых, на протяжении всей дороги до самого верха скалы (до начала горного перевала) перед глазами мелькает множество туннелей, вырубленных прямо в скале, ничем не укрепленных и не освещенных.
На улице было холодно. Термометр в машине показывал 7 градусов. На уровне дороги и чуть выше местами лежал снег. Была бы погода хорошая, можно было бы выйти, в снежки поиграть)) Или хотя-бы пофоткаться на снегу в июне. Но лило так, что даже окно в машине открывать было неохота.
Со слов Олега, нам не то, чтобы сильно не повезло с погодой. В Дурмиторе всегда холодно и очень часто идет дождь.
На подъезде к Жабляку в довершение всех погодных неприятностей, пошел довольно сильный дождь. В Жабляке у нас был обед – ягнятина под сачем – национальное черногорское блюдо. Очень вкусно. Под мясо продегустировали национальную водку кайсиевача (абрикосовую). Как не странно, напиток оказался приятным. А по такой погоде – и полезным – чтобы совсем не замерзнуть.
После обеда поехали в национальный парк Дурмитор, на Черное озеро. Озеро показывают за деньги – 3 или 4 евро, не помню. Около дороги на озеро стоит шлагбаум с будкой, где продают билеты. Машины дальше не пропускают, но пропускают огромные экскурсионные автобусы. От будки до озера идти 700 метров. В нормальную погоду – ничего особенного, а под проливным дождем – удовольствие сомнительное. Пока дошли, я несколько раз пожалела, что пошла. Дорога идет через еловый лес. Ели красивые, встречаются полянки и есть речка. В целом, парк очень живописный.
Про Черное озеро много читала и слышала восторженных отзывов. Ну, не знаю)) Озеро небольшое, круглое, вокруг лес. Видимость плохая из-за дождя и тумана. Берег весь размок и превратился в сплошную грязь. В общем, удовольствия мы не получили. Пивское озеро несравнимо красивее. Что интересно, вода в озере была действительно черная и абсолютно непрозрачная. Возможно, оптический эффект. Мои знакомые были там неделей позже, рассказывали, что видели голубую воду.
Национальный парк Дурмитор
Национальный парк Дурмитор, названный так по имени входящего в него горного массива, является уникальным природным заповедником, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1980 года. Дурмитор — это территория площадью 390 км², на которой расположено более 20 вершин высотой свыше 2200 м, имеется 18 ледниковых озер, находится около 750 родников, произрастает свыше 1500 сортов различных растений и обитает более 300 видов животных.
Месторасположение: Дурмитор большей частью расположен на территории муниципалитета Жабляк (в этом городе находится администрация национального парка), но также он затрагивает пространство соседних областей — Мойковац, Плевля, Плужине и Шавник.
На территории национального парка Дурмитор расположены самые высокие горы в Черногории. Происхождение слова «Дурмитор» имеет несколько версий. По одной — оно проистекает от итальянского глагола «dormire», что означает «спать». Якобы древние римские легионеры таким образом молили своих богов, чтобы окружающие их горы спали и не причинили им вреда во время похода. Другая версия связана с кельтским словосочетанием «dru-mi-tor», которое переводится как «вода с гор». Как бы там ни было, территория парка Дурмитор славилась красотой своей природы очень давно. Заповедный характер эта местность обрела еще в начале XX века, когда в 1907 году король Черногории Никола взял под свою защиту район Черного озера. Нынешний национальный парк был организован в 1952 году.
Территория современного парка (площадью 39000 га) включает в себя горный массив Дурмитор, каньоны рек Тара, Сушица и Драга, а также верхнюю часть плато Комарница. На этом пространстве среди многочисленных горных пиков расположилось 18 ледниковых озер, за чистоту своей воды прозванных «горными глазами». Это, прежде всего, знаменитое Черное озеро, а также озера Барно, Валовито, Вражье, Забойское, Змеиное, Зминицкое, Модро, Пошченское, Рыбье, Срабле, Шкртские и Яблан.
На территории национального парка сохранилось 7 уникальных экосистем. Местный климат объединяет сразу несколько подвидов: континентальный, горный и высокогорный, что характеризуется длинной холодной зимой и коротким дождливым летом. Такого перепада высот и климатических зон на ограниченной территории нет больше нигде на Балканах.
Основные туристические объекты Дурмитора — это Черное озеро, расположенное в самой высокогорной его части, вокруг которого разбит парк с дорожками, по ним можно гулять и кататься на велосипеде, также здесь можно просто сидеть на лавочке у озера, любуясь окружающей природой, или прокатиться по водной глади на взятой напрокат лодке; это Млинский ручей, окруженный древним пихтовым и еловым лесом; это Черная Пода, роща из редчайших черных сосен, многие из которых имеют возраст свыше 400 лет и длину более 50 м; это каньон реки Тара, второй по величине в мире и глубочайший в Европе, с грандиозным мостом Джурджевича; это Ледяная пещера, лежащая на высоте 2180 м, внутри которой природа создала целое царство из сталагмитов и сталактитов; это высочайшая точка страны Боботов Кук, на которую в летнее время организуются альпинистские туры, а восхождение доступно даже новичкам и занимает около 10 часов, с высоты этой горы в хорошую погоду можно увидеть горный массив Ловчен, расположенный у побережья в другой части страны.
Национальный парк Дурмитор богат и историко-культурными объектами. В долине реки Тара обнаружены древние могилы иллирийцев, относящиеся к бронзовому веку. Около этой реки также имеются остатки средневекового города Пирлитор, воспетого в поэме «Женитьба короля Вукашина». На территории парка находятся православные монастыри Доволя и Подмалинско, построенные в XV веке, а также монастырь Добриловина (Святого Георгия), возведенный в XVI-XVII веках.
Сегодня Дурмитор является центром всего горного туризма Черногории. Летом здесь можно заняться пешеходным туризмом, спелеотуризмом, скалолазанием или просто совершить небольшую прогулку и покататься на лошадях — маркированные маршруты имеют общую длину 100 км. Любители экстремального отдыха могут попробовать рафтинг по реке Тара, полет на параплане или прыжок с 170-метрового моста вглубь каньона. Зимой в этой области работает хорошо оборудованный горнолыжный курорт со спусками Савин Кук, Штуц и Яворовача. Многочисленные рестораны на территории парка предлагают гостям национальную черногорскую еду и напитки.
Уникальная биосфера национального парка Дурмитор имеет ценность не только для Черногории, но и для всей планеты. Поэтому в 1980 году территория парка была внесена в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Под защитой находятся: Млинский ручей, Черная Пода, Черное озеро, озера Шкртские, Забойское и Барно с окрестностями, а также каньон реки Тара.
После озера поехали в сторону каньона реки Тара. Дорога проходит через горы, неба такое низкое, что кажется, можно достать его рукой.
В некоторых местах проезжали прямо через облака. Вид достаточно интересный, но за рулем в тот момент я бы не хотела быть. Видимость – ноль, дороги ничем не огорожены, внизу обрыв. На этой дороге видели страшное ДТП – машина свалилась с обрыва. Правда, все сложилось удачно - улетела не далеко, не взорвалась и не загорелась. Вроде-бы все живы.
Каньон реки Тары известен тем, что является вторым в мире и первым в Европе по глубине, первый – Каньон реки Колорадо, Гранд Каньон в штате Аризона в США.
Смотрели каньон с нескольких смотровых площадок. Самая интересная - мост Джурджевича. Сам мост – очень впечатляющее грандиозное сооружение, при этом - довольно красивый и хорошо вписывается в окружающую природу.
Недалеко от моста останавливались около небольшого, но очень симпатичного водопада на реке Тара.
С инфраструктурой в парке плохо. Сувениры я видела только у моста Джурджевича. Туалетов и там нет. Только в ресторане в Жабляке и в монастырях.
Мост Джуржевича — бетонный арочный мост через реку Тара в северной части Черногории. Расположен на перекрёстке путей между городами Мойковац, Жабляк и Плевля, между селами Budečevica and Trešnjica. Свое название мост Джурджевича получил от имени владельца фермы, которая расположена рядом.
Мост Джурджевича спроектировал Мият Троянович (Mijat Trojanović). Он был построен между 1937 и 1940 годами в Королевстве Югославия. Главный инженер проекта — Исаак Руссо.
5-арочный мост имеет длину 365 метров, длина самого большого пролета — 116 метров. Высота проезжей части моста от реки Тара — 172 метра. На момент завершения строительства это был самый большой автомобильный бетонный арочный мост в Европе.
Большая часть Черногории, в том числе каньон реки Тара, попала под итальянскую оккупацию после немецкого вторжения в Югославию в апреле 1941 года. Гористая местность данного района способствовала ведению партизанской войны. Итальянские войска использовали четников для получения контроля над мостом во время совместного наступления в 1942.
Югославские партизаны в 1942 году с помощью одного из инженеров строительства моста — Лазаря Яуковича — взорвали центральную арку, причём сохранили остальные пролеты. Взрыв самого длинного пролета уничтожил единственный переход каньона реки Тара в данной местности, что привело к остановке наступления итальянских войск в эту часть Черногории. Итальянцы настолько разозлились, что специально искали Лазаря Яуковича, и в конце концов он был схвачен и расстрелян. Памятник инженеру стоит у въезда на мост.
Эти события были изображены в югославском фильме 1969 года «Мост» и британском фильме «Ураган с Навароне».
Мост был восстановлен в 1946 году. На него постоянно приезжают экскурсионные автобусы. Для всех желающих на мосте Джурджевича оборудован кемпинг с автостоянкой, магазином, хостелом и автозаправкой. На самом длинном пролёте моста организован банджи-джампинг. От моста Джурджевича можно отправиться в рафтинг.
Последним пунктом программы был монастырь и каньон Морача.
Если не брать Острог, уникальный тем, что встроен в скалу, монастырь Морача понравился мне больше всех. С точки зрения архитектуры он мало чем отличается от других, но замечательным образом вписан в окружающий ландшафт: горы, речку. Примерно рядом с монастырем начинается каньон Морача. Но в этом месте его видно плохо. Наиболее красивый вид на каньон открывается с моста (сам мост ничем не примечателен и названия его я не знаю). Мост можно найти, если ехать от монастыря Морача в сторону побережья километров 10. Каньон Морача не так глубок, как каньон реки Тара, но по красоте ему не уступает. На мой вкус – возможно, даже красивее.
Монастырь Морача (серб. Манастир Морача) — расположен в долине реки Морача в центральной части Черногории. Является одним из наиболее значимых сербских православных памятников Средневековья на Балканах. Монастырский комплекс состоит из большой церкви собора, посвященной Успению Богоматери, маленькой церкви святого Николы и нескольких строений с монашескими кельями.
Основан в 1252 году сыном сербского князя Вукана II Неманьича — Стефаном, который позже был похоронен в церкви Успения Богородицы. В XV веке после набегов турок, монастырь пришёл в запустение и восстановлен лишь в конце XVI века Вучичем Вучетичем. До сегодняшнего времени сохранились фрески с ликами Богородицы и Христа; а также 11 сцен, иллюстрирующих жизнеописание пророка Ильи. Особое место занимают иконы Святого Симеона и Святого Саввы работы Козьмы.
Последний слой фресок был наложен художниками школы Котора Гулфа. В начале XVIII века мастер Димитрий расписал церковь Успение Богоматери, а его сын закончил большую икону, изображающую жизнеописание святого Иоанна Крестителя.
В архитектуре доминирует стиль рашской школы: однонефное сооружение из камня и внешние черты романского стиля. Простота экстерьера контрастирует с богатым внутренним убранством — фресками и иконами, которые являются одними из лучших образцов сербской и византийской настенной живописи.
Каньон реки Морача
Река Морача — самый большой приток Скадарского озера — состоит как бы из двух частей: размеренной и равнинной, впадающей в озеро на территории подгорицкого муниципалитета, а также горной и своенравной, берущей свое начало в северной Черногории у горы Ржача. Именно на горном отрезке своего течения река пробила в скалах каньон глубиной до 1000 м, который отличается крутыми обрывистыми берегами, но, благодаря идущей вдоль него главной автомагистрали страны, хорошо известен большинству туристов.
Месторасположение: каньон расположен в средней части течения реки Морача до ее выхода на Зетскую равнину, на территории муниципалитетов Подгорица и Колашин.
Каньон реки Морача служит коридором для автомобильной дороги на север страны
Общая длина реки Морача — более 100 км, но горный каньон занимает участок длиной около 30 км в средней части реки, где Морача протекает, разрезая ущелье Платие, состоящее из вертикальных карстовых скал. В наиболее глубокой части каньона — в районе Тисовой вершины — его глубина приближается к отметке 1000 м. Каньон реки Морача уступает своими глубиной и продолжительностью каньону реки Тара, но зато отличается от него более крутыми берегами.
Река Морача не может похвастаться большими размерами. В редких местах ее ширина достигает 100 м, а глубина русла не превышает 5 м. Однако, извилистый характер и горный нрав делают ее довольно опасной на некоторых участках. Во времена половодья, скорость течения реки достигает 113 км/ч.
Для туристов река и каньон интересны, прежде всего, своим контрастом, в котором переплетены мощь и сила природы, а также постоянная борьба с этими явлениями человека. Ведь каньон Морача в настоящее время используется для автомобильной дороги и железнодорожной ветки, идущих от побережья Черногории в северную часть страны и далее в Сербию. Наличие крутых берегов и большого числа туннелей, прорубленных прямо в скалах, делает эту дорогу довольно опасной, но очень красивой, а специальные обзорные площадки во многих местах обладают весьма захватывающими видами. Однако, в планах правительства — сделать в будущем и обходную автостраду.
Черногория на июньские праздники 2014. День 6. 17 июня 2014. Поездка по винодельням
33 комментария
Продолжение http://www.happyho.ru/report/48455
Последняя часть http://www.happyho.ru/report/48456
"Выезжали мы в 8 часов. Завтрак в нашем отеле начинался не в 7 часов, как в большинстве отелей, а в 8."
ничего себе! это обычная практика, когда туристы уезжают на экскурсию рано, им делают завтрак раньше или выдают сухим пайком. уплочено.
и естественно, все знают, что люди в отпуск едут не режим отеля соблюдать, а развлекаться. поэтому отели идут туристам на встречу.
и мне всегда так странно, что в туристических местах отели проявляют по этому поводу недовольство.
самую жёсткую историю по этому поводу помню с молодости. уже далеко после перестройки мы с подружкой поехали в Коктебель. решили, что не будем селиться на частном секторе, а купим путевки в пансионат. купили, приехали. оказался полный совок. убогие номера, хамские тетки, столовка типо заводской... и в 10 вечера закрывали двери! )))))))) это на юге, когда самая тусовка начиналась ))
в то время. как в нормальных отелях собирают завтрак даже когда выезжаешь на экскурсию в 4 утра. но, конечно от отеля зависит. от того, насколько о постояльцах пекутся. и от количества звезд это не зависит.
"И монастырь решено было переносить выше. Его разобрали буквально по камешкам, снимая тысячи метров фресок."
как фрески можно перенести?! ??
Я думаю, снимают какие-то фрагменты, потом клеят на новое место по типу мозаики, судя по тому, что работу еще не закончили и кое-где есть белые пятна.
Перенос монастыря на другое место - случай не уникальный, наверняка есть какие-то технологии. В Мадриде есть храм, который привезли из Египта, а в Майами то-ли храм, то-ли монастырь, точно не помню, из Англии
ну, то, что дома таскают, бывает. действительно есть технологии.
или разобрать, потом собрать или поднять и перекатить.
в любом случае это безумие, ИМХО ))
но фрески, они такие хрупкие. это же не мозаика. это краски по штукатурке, побелке.
как это возможно?!
хотя, вот тоже, Тайнюю вечерю переносили. Но одно дело выковырять полностью стену и сделать ей достойное обрамление, а другое перенести храм и восстановить при этом фрески!
технически не могу представить.
краски, у них есть состав. даже если знать состав, они со временем изменяют цвет. один художник видит так краски, другой по другому.
ужас
"Так же что поразило, так это люстра подле алтаря: на ней висят двусторонние иконы, а крест на алтаре поддерживают две огромные рыбы."
это католический монастырь?
Православный
"Дорога на Жабляк от Пивского озера - это отдельная гамма эмоций и экстремальных ощущений. Во-первых, она традиционно узкая, шириной в одну машину, с одной стороны дороги отвесная скала, а с другой обрыв и нет даже намёка на отбойники. Во-вторых, на протяжении всей дороги до самого верха скалы (до начала горного перевала) перед глазами мелькает множество туннелей, вырубленных прямо в скале, ничем не укрепленных и не освещенных."
Ужс! а если встречные машины?
Прежде чем повернуть за угол сигналят и мигают фарами, как в Непале
"Со слов Олега, нам не то, чтобы сильно не повезло с погодой. В Дурмиторе всегда холодно и очень часто идет дождь."
там живут люди?
В Жабляке живут, и в районе Морачи. В Колашине - горнолыжный курорт, и городишко с местными жителями, которые его обслуживают
вот люди, существа какие, ко всему привыкают!
Черногория - климатический рай по сравнению с многими районами даже в России
"это Млинский ручей, окруженный древним пихтовым и еловым лесом; это Черная Пода, роща из редчайших черных сосен, многие из которых имеют возраст свыше 400 лет и длину более 50 м; "
вы в Черной Поде не были?
интересно посмотреть эти черные сосны, что это такое
Трудно сказать. Мы вроде там все объехали, куда можно на машине добраться. Если гуглить Черная Пода фото - в поиск попадают пейзажи, где мы либо были, либо проезжали. Сосен там полно, как и елок. Что-то мне кажется, что Черная Пода может быть недалеко от Черного озера
мне нравятся сосны. от них воздух такой чудесный, особенно на солнце.
в Хорватии тоже росли сосны. на них было такое количество крупных шишек, как кедровых, что деревья клонились на одну сторону. и они почему-то не опадали.
В Черногории наверно такие же сосны. Лес вообще хорошо, неважно какой. А представляешь лес из кленов осенью?
наверное да)
на одном участке трассы М5 вдоль трассы посажено много кленов. прямо сплошником.
и осенью они всех цветов радуги. выглядит потрясающе!
а еще я на работу бегала через один старый парк, там клен как дуб. и осенью он становился лимонно-желтым, аж светился. входишь под него как под огромный зонт. и под ногами все золотое. красота!
я не люблю березы)
они на меня навевают тоску )
"Поэтому в 1980 году территория парка была внесена в список Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Под защитой находятся: Млинский ручей, Черная Пода, Черное озеро, озера Шкртские, Забойское и Барно с окрестностями, а также каньон реки Тара."
меня всегда вот мучал вопрос, а помимо того, что объекты вносятся в списки ЮНЕСКО какие плюсы и минусы для страны за этим следуют?
предполагаю, что с этими объектами большой гемор в плане ремонта и реконструкции. скорее всего такие вещи надо каждый раз согласовывать и получать разрешение.
из плюсов, такие объекты становятся привлекательнее для туризма.
а еще? есть ли какие либо бонусы в виде финансовых дотаций, на ремонт и восстановление? или еще какие-либо плюсы?
"В некоторых местах проезжали прямо через облака. Вид достаточно интересный, но за рулем в тот момент я бы не хотела быть. Видимость – ноль, дороги ничем не огорожены, внизу обрыв. На этой дороге видели страшное ДТП – машина свалилась с обрыва. Правда, все сложилось удачно - улетела не далеко, не взорвалась и не загорелась. Вроде-бы все живы. "
кошмар какой!
почему у них нет обыкновения огораживать трассу?
вид будет портить?
"вид будет портить?" Я думаю, скорей по финансовым соображениям, страна небогатая
"Большая часть Черногории, в том числе каньон реки Тара, попала под итальянскую оккупацию после немецкого вторжения в Югославию в апреле 1941 года. Гористая местность данного района способствовала ведению партизанской войны. Итальянские войска использовали четников для получения контроля над мостом во время совместного наступления в 1942."
не думала, что Итальянцы такие агрессивные были.
хотя, у них там Муссолини...
У меня больше Югославская война 1995 в голове не укладывается, смотришь на все это, и невозможно представить, что недавно тут была война
это про Черногорию говорили в Орле и решке, что не все от мин почищено до сих пор?
Вроде про Боснию и Герцеговину. Кстати, там тоже красотища, я недавно экскурсии смотрела
"Julia" написал(а):я недавно экскурсии смотрела
:-)) это ты правильно смотришь ))
Правильно, потому, что Балканы?
да
"у горы Ржача"
:-)))))))))))))
в целом, я в восторге!
это все то, что я хотела бы увидеть. и это фантастически красиво в любую погоду!
спасибо, что показала.
я знала, что в Черногории красиво, но что ТАК, даже не догадывалась.
Меня Черногория тоже удивила. Я думала: ну так... А тут такая красота))