Китай. День седьмой и восьмой. Лоян.

Дата поездки:  01 мая 2014

День 7 и 8 . 7 и 8 мая 2014. Лоян

С утра отель выглядел гораздо ужасней, чем вечером, т. к. в номере было всего 3 лампочки и вечером было почти темно.  К обстановке времен Мао Цзэдуна я уже привыкла, даже не смотря на то, что кровать была очень жесткая. В номере было 2 кровати, одна большая, другая маленькая, стол с доисторическим телевизором, там же был короткий шнурок проводного интернета. Сидеть за компьютером из-за этого можно было только за столом, а не в постели, как обычно. Санузел меня вообще убил. Ванны не было, душевой кабины тоже. Был душ за шторкой и дырка в полу. После приема душа мыльная вода не вся уходила  дырку, куда должна была, а затекала за унитаз. В результате, около унитаза осталась мыльная лужа глубиной сантиметров 6, которая за ночь не высохла и никуда не стекла.

С Шанхайским отелем и с Шанхаем вообще контраст был разительный,  и меня не покидала мысль: «Зачем меня сюда занесло».

Ресторан был на моем этаже, из-за чего в номере пахло едой, чего я просто не выношу. Окна если и открывались, то с проблемами, они очень большие. Но ничего, накурила, набрызгала духами — пахнуть стало привычно.

Завтрак был чисто китайский, ни мюсли, ни йогуртов. Китайская еда с утра идет плохо. Кофе тоже не было. Сидела, уныло ковыряла палочками. В ресторане народу почти не было. Было такое  ощущение, что только меня,  дуру,  занесло в эту дыру.

Персонала тоже не было. Пришла какая-то китаянка, посмотрела на меня подозрительно, ушла. Прошло минут пять, вернулась, принесла вилку, свежепожаренную яичницу и кофе.

Пока собиралась, пришла уборщица (еще 9.30 не было) - в дверь не стучала, открыла своим ключом. Я ей сказала, чтобы зашла позже, но она меня не поняла, вломилась в номер и начала убираться. На следующий день я повесила табличку "Не беспокоить" и еще на цепочку дверь закрыла, чтобы ее нельзя было открыть снаружи.

С гидом встречались в 9.30. Можно было бы поспать подольше. Так ведь нет же. Во всех нормальных отелях завтрак до 10 или 10.30 , а в этом - до 9.

В общем, состояние с утра было сонное, а настроение депрессивное.

Как только вышла на улицу, жизнь сразу наладилась. Было очень тепло, машина - вполне приличный восьмиместный китайский микроавтобус (аренда дорогая небось, вот куда мои денежки ушли :-)) .  Гид Катя уже ждала меня и впечатление о ней со вчерашнего дня в худшую сторону не изменилось.

В плане на 2 дня были Гроты Лунмэнь, Храм Гуаньлинь, живописный район Сяоланди и Монастырь Шаолинь.

Начали с Сяоланди. В путеводителе про это место не было ничего. Выбирала его по фоткам. Фотки были красивые, природные. Все оказалось довольно забавно. Это был район реки Хуанхэ. Про эту реку я слышала, но знания ограничивались тем, что я знала, что такая река есть и что еще ее называют желтой. В районе Лояна на реке Хуанхэ была огромная плотина и ГЭС. Плотина впечатляет. Она значительно больше, чем на реке Колорадо, да и река значительно больше. С одного края плотины другого края не видно. Зашли в музей, посмотрели всю информацию про плотину.  Строили ее во времена Мао Цзюдуна. Советских специалистов для консультации почему-то не позвали, позвали немецких.  File 70068

File 70072

File 70076

File 70080

File 70084

Живописный район Сяоланди. У последнего ущелья в среднем течении реки Хуанхэ, в 40 километрах к северу от города Лоян провинции Хэнань, расположился живописный район Сяоланди. Плотина Сяоланди стала главной достопримечательностью этого района могучей реки и трех ущелий.

Плотина Сяоланди с первого взгляда привлекает внимание всех окружающих и является главной особенностью всей живописной местности. Строительство плотины, обошедшееся в 42 миллиона юаней, стало важной вехой не только в истории бесконечных попыток обуздать бурную реку Хуанхэ, но и в истории мировой гидротехники. Эта огромная конструкция рекордных размеров 1667 метров в длину и 154 метра в высоту. Вся конструкция состоит из десяти водозаборных башен, девяти каналов для поступающей воды и туннелей для отстоя, шести туннелей питания и подземной электростанции. Основными целями проекта являются борьба с наводнениями, контроль ледовых заторов, контроль заиления, ирригации, водоснабжения, а также гидроэнергетики. С завершением проекта над плотиной был образован огромный резервуар, площадью 272 квадратных километра. Пейзаж этого огромного мерцающего техногенного озера, окруженного высокими горами, не оставляет никого равнодушным.

На плотине и рядом с плотиной посажен парк. Решили немного прогуляться. Парк без архитектурных изысков. Просто деревья и цветы. Дорожка все время шла вниз, мы шли, шли,  в парке в основном были кипарисы и цветущие гранаты.  Вокруг парка были горы, заросшие лесом. Периодически попадались другие деревья. Километра 3 мы уже прошли, наверно, и лезть назад в гору было неохота. Люди какие-то попадались по дороге, мы у них спросили, есть ли другой выход, сказали, что есть, через 2 километра.  Было жарко, 32 градуса, солнечно, голубое небо (в самом городе часто дымка — смог). Ни шапку, ни воду я, как обычно, не взяла, хорошо, что кроссовки одела, а не шлепки.

File 70132

File 70116

File 70120

File 70124

File 70128

File 70136

File 70140

File 70148

File 70152

File 70088

File 70092

File 70100

File 70104

File 70108

File 70112

File 70144

File 70156

File 70096

Прошли еще километр, от большой дороги отделилась тропинка и резко пошла вниз. И где-то впереди виднелась вода. Решили пойти по ней, посмотреть на реку. Здесь уже должен был быть участок реки после дамбы. Дошли до реки и увидели замечательный пейзаж. Красивая река (никакая не желтая, голубая вода, очень чистая, в воде плавают большие рыбы, их хорошо видно и их много. К воде склоняются плакучие ивы и кусты с цветущими шапками белых цветов.  Уже давно было понятно, что дорога, по которой идти 2 километра до выхода идет в другую сторону, но вдоль реки была тоже дорожка, мы решили, что куда-нибудь дойдем, потом позвоним водителю  и он нас заберет. Дальше мы шли вдоль реки, останавливаясь через каждые 10 метров для фотографирования. Причем фоткала не только я, но и гид. Она была в этом парке только в начале, никогда так далеко не забиралась, и не знала, какая там красота.

File 70200

File 70204

File 70192

File 70188

File 70184

File 70180

File 70176

File 70172

File 70168

Шли мы достаточно долго, пока не дошли до подвесного моста через всю реку, по которому надо пройти, чтобы выйти из парка. Река широкая, я думаю, больше, чем километр. Мост шатался от ветра и от того, что на нам много людей. Идти по нему было иногда смешно, а когда его особенно сильно шатало — немного страшно.

File 70164

File 70160На выходе из парка было описание маршрутов с указанием расстояния в километрах. Тот маршрут, по которому мы прошли, был 10 километров.


После такой прогулки поехали обедать в ресторан для кормления интуристов. Ресторан был хороший, и по интерьеру и по еде. Еду подавали в отдельном кабинете, на столе с вращающимся кругом посередине. Такое уже было в Пекине, в Шанхае круг был только на больших столах, на маленьких не было. Кормили куриными кусочками с овощами в соусе, лапшой — не суп, второе блюдо. Еще был рис и кукуруза. И чай, как обычно. Суп почему-то не дали, зато принесли арбуз.

После этого поехали в Гроты Лунмэнь. Об этом месте я читала, и выбрала его сознательно. Место очень интересное. Там горы, в горах выдолблены гроты, в каждом гроте — скульптурное изображение Будды. И таких Будд — десятки тысяч. Сохранность статуй разная. Есть полностью разрушенные, есть совсем целые. Размеры тоже разные. От 2  сантиметров до 17 метров. Таких мест не так много.  Одно из них я уже посмотрела в Ханчжоу в Храме Линъинь, но там статуй Будды немного. Еще вырезанные в горах изображения Будды есть в Южной Корее,  в Кёнджу. Был план их посмотреть, но начался тайфун, лезть в горы в тайфун - это самоубийство. В Корее удалось доехать до пещерного храма Seokguram Grotto  — одна единственная пещера и фоткать там нельзя. В Лунмэне этих пещер — за всю жизнь не обойти. Мы посмотрели основные, самые известные гроты. От гротов открывается красивый вид на реку И (ничего себе названьице :-)) Это еще ничего, в феодальные времена в Китае  было государство У ).


File 70232

File 70264

File 70308

File 70304

File 70300

File 70296

File 70292

File 70288

File 70252

File 70284

File 70280

File 70268

File 70260

File 70248

File 70244

File 70240

File 70236

File 70256

File 70276

File 70272

File 70333

File 70329

Гроты Лунмэнь. Главная достопримечательность Лояна возникла благодаря индийской традиции вырезать из скалы целые комплексы пещерных храмов. Считалось, что подобное деяние улучшает карму и способствует лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай этот обычай привился и в Поднебесной.

Особенно популярным вырезание будд и бодхисаттв из камня стало начиная с времён династии Северная Вэй, когда после отравления гонителя буддизма императора Тоба Тао и последовавшей смуты его внук Тоба Цзюнь (правил с 452 по 465 год) увидел во всем произошедшем знак свыше и потому начал поддерживать буддистов и приказал делать пещерные храмы.

Сначала гроты с высеченными буддами были сооружены возле города Датун, тогдашней столицы Северной Вэй. Однако в 494 году центр империи был перенесен в Лоян, и потому в окрестностях города решено было построить новый пещерный храм Лунмэнь, что в переводе значит «Драконьи врата».

Не только император с придворными, но и обычные люди жертвовали деньги на высеченных будд, чтобы тем самым увеличить свои заслуги перед высшим миром и скорее достичь нирваны. Во второй половине VI века Китай объединился под властью династии Суй, которая не любила буддистов. Поэтому многие из каменных статуй Лунмэня были лишены головы и изувечены.

Однако после прихода к власти в 618 году династии Тан учение Будды обрело прежнюю популярность, и строительство пещерных храмов было продолжено. Именно в этот период было вырезано 60% существующих ныне гротов, включая наиболее восхитительный объект Лунмэня - статую будды Вайрочаны со спутниками. За последующие столетия пещерный храм несколько раз страдал от гонителей буддизма и обычных мародёров, а во времена Культурной революции только благодаря личным стараниям премьер-министра Чжоу Энлая не был разграблен хунвэйбинскими молодчиками. Однако вопреки всем ударам судьбы Лунмэнь сохранил свою красоту и великолепие и в наши дни является одним из наиболее популярных объектов туризма в Китае, внесенных в реестр Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Современный музей «Гроты Лунмэнь» состоит из четырёх частей. Все они расположены вдоль реки Ихэ, текущей в узкой долине между невысоких гор. При этом наиболее важной частью музейного комплекса является западный берег Ихэ. Именно там расположены самые впечатляющие и красивые скульптуры Лунмэня. Первой после входа в музей туристов встречает пещера Биньян. Она была вырублена одной из первых в начале 6 века и задумывалась как пещерный храм из трёх отдельных гротов. Однако из-за политических неурядиц того времени до конца удалось довести только центральный грот, а боковые остались недоделанными. Здесь мы видим улыбающегося Будду Гаутаму в окружении учеников и бодхисаттв, который одет в домашний халат и всем своим видом демонстрирует доступность буддийского учения обычным людям.

За Биньяном тянется череда гротов, вырубленных в середине 6 века при последних императорах Северной Вэй, которые перемежаются с малыми и средними гротами начала эпохи Тан. Из числа северовэйских гротов особо следует упомянуть Грот лотосного цветка (Ланьхуа Дун), где обезглавленный Будда сидит в нише, потолок которой украшен резьбой в виде цветущего лотоса, и Грот медицинских предписаний (Яофан дун), на стенах которой высечены рецепты приготовления лекарств. Между этими двумя храмами находится Грот десяти тысяч будд (Ванфо Дун), относящийся к эпохе Тан. Его название связано с тем, что стены пещеры изнутри украшает рельеф из огромного числа миниатюрных будд, а по центру в позе лотоса сидит умиротворённый Будда Гаутама, который, прикрыв глаза и подняв правую руку, проповедует собравшимся ученикам и небожителям.

Но самые большие и величественные из скульптур Лунмэня ждут нас в Гроте поклонения предкам (Фэнсянсы). Он был закончен в 672 году и строился на деньги императрицы У Цзетянь, которая в то время оттеснила от власти сыновей-наследников,  казнила брата покойного мужа-императора и успешно подавила мятежи недовольных узурпацией. Однако, не смотря не все свои злодеяния, У Цзетянь была ревностной буддисткой и профинансировала строительство множества храмов, включая и Фэнсянсы. В этом гроте мы видим 17-метровую фигуру Будды Вайрочаны, который является главным среди пяти дхьяни-будд и олицетворяет собой чистое сознание. Вайрочана сидит в медитативной позе с лёгкой улыбкой на лице, а с двух сторон от него стоят архаты и бодхисатвы, помогающие донести до простых смертных глубины буддийского учения. Многие учёные считают, что лику Вайрочаны были намеренно приданы черты лица У Цзетянь, но эта догадка пока не доказана. Изначально статуи были алтарной частью большого деревянного храма. Позднее этот храм сгорел, и скульптуры несколько веков простояли под дождём и снегом. Однако сейчас над Вайрочаной и его свитой висит специальный навес, который защищает будд от непогоды и обеспечивает лучшую сохранность этого шедевра искусства.

Замыкает череду гротов на западном берегу И пещерный храм Гуян, с которого, собственно, и началось строительство Лунмэня. Внутри этого грота туристы видят трёх шестиметровых Будд, средний из которых, по мнению учёных, похож на северовэйского императора Сяовэня. Стены пещеры покрыты богатой резьбой, изображающими жизнь Будды Гаутамы и сюжеты его проповедей. Здесь же имеются уникальные каллиграфические  надписи, дающие представление об особенностях письма того времени.

На восточном берегу реки И также имеется череда пещер, вырезанных в эпоху Тан. Среди них можно отметить прекрасный Грот принца Гаопина (Гаопин цзюньван дун), в которой вырезан Будда, беседующий с учениками. Однако в целом гроты восточного берега сохранились плохо, многие из их статуй потеряли свои формы и представляют собой расплывчатые фигуры без рук и головы. Севернее гротов восточного берега находится буддийский храм Сяншань, построенный во второй половине 18 века при императоре Цянлуне. Он состоит из нескольких павильонов, расположенных ярусами на склоне холма. Гости храма могут поклонится Будде и его ученикам, увидеть бронзовую статую Цянлуна и стелу со стихотворением, которое император написал в связи с визитом в Лунмэнь, а также подкормить разноцветных карпов, плавающих в пруду под одной из лестниц храма. Ещё севернее мы видим последний из четырёх объектов музейного комплекса «Лунмэнь» - усадьба матери великого китайского поэта 9 века Бо Цзюйи вместе с могилой самого поэта. Эта усадьба представляет собой прекрасный образец традиционного китайского парка с ручьями, образующими запруды с лотосами, зарослями бамбуков, кипарисовыми и пальмовыми рощами, чайным домиком и площадкой с каменными стелами, на которой вырезаны стихи знаменитого поэта. Сам Бо Цзюйи покоится в специальном павильоне, непосредственно над могилой стоит его статуя, вырезанная из куска скалы, а по бокам в витринах лежат современные издания стихов поэта и вещи, дающие представление о жизни и творчестве этого талантливого автора.


Последним пунктом программы был небольшой, но очень интересный храм Гуаньлинь.

File 70497

File 70521

File 70541

File 70509

File 70505

File 70493

File 70489

File 70529

File 70525

File 70549

File 70545

File 70501

File 70517

File 70537

File 70533

Храм Гуаньлинь. В семи километрах к югу от города Лоян расположен храм Гуаньлинь, построенный в 1596 году, во времена правления императора  династии Мин (1368-1644) Ваньли. Храм также известен как гробницы генерала Гуан. Кто же такой генерал Гуань? Генерал Гуань Юй настоящий герой в истории Китая, и, пожалуй, являлся единственным человеком, которого уважали конфуцианцы, буддисты и даосы. Гуань Юй был генералом королевства Шу в период троецарствия.

Люди королевства Ву устроили против него заговор с целью убийства генерала. Совершив злодеяние, они послали его голову генералу королевства Вэй Цаоцао, дабы отвести от себя подозрения. Однако, мудрый Цао Цао разгадал их злой умысел. С большим уважением к генералу Гуань Юю, Цао Цао приказал вырезать из дерева его тело и похоронить с большими почестями вместе с головой за южными воротами города Лояна. Императоры всех последующих династий стали чтить генерала Гуань Юя и даже поклоняться ему как Богу войны.

Храм включает несколько залов, украшенных мемориальными таблицами, небольшими фигурами каменных львов и кипарисами. Храм построен в традиционном стиле китайской архитектуры с симметричной конструкцией. Главные ворота ведут в богато украшенный первый зал. Его главные ворота представляют собой серию рельефов, повествующих известные истории о генерале Гуань Юе. Второй и третий залы также очень нарядно украшены и демонстрируют коллекции древних стел, эпитафий и каменных надписей, интересных исследователям древней китайской истории. За третьим залом расположено место захоронения генерала Гуань Юя.


Время 18 часов, и все закончилось. Возвращаться в облезлый отель не было никакого желания. Спросила у гида, где можно погулять. Она сказала, что около отеля есть городской парк, а еще есть супермаркет и торговый центр.

Пока не стемнело, пошла в парк. Парк красивый, в китайском стиле. Беседочки, прудики. Жаль, прудики давно не чистили и они заросли какой-то дрянью. Народу было очень мало, только прогуливающиеся пенсионеры и целующиеся парочки.

Лоян считается городом пионов. Везде изображения пионов, искусственные пионы, фарфоровые тарелочки с изображением пионов. В апреле проводится праздник пионов. Как раз в этом парке. В парке было огромное количество кустов пионов. К сожалению, они уже отцвели, удалось увидеть только несколько не совсем свежих цветов.

После парка пошла в супермаркет. Это была тоже своего рода экскурсия. Очень много готовой китайской еды. Посмотреть интересно, но за поездку я уже от нее сильно устала и хотелось съесть чего-нибудь привычного. А по жаре что-то тяжелое есть совсем не хотелось.

Фрукты не впечатлили. Несколько сортов яблок и какие-то недозревшие манго. Сыра тоже не было. Зато было полно алкоголя, в том числе европейского. Была мысль напиться, чтобы не так противно было сидеть в этом облезлом отеле, но ей не поддалась. С утра была экскурсия в Монастырь Шаолинь. Взяла 2 йогурта и упаковку черри-помидорчиков.

Главным моим достижением этого дня было не то, что я прошла 10 километров по жаре, а то, что я непонятным образом умудрилась потратить за день 26 юаней, а не 600 — 1000, как обычно.

С утра настроение было получше, грела мысль, что я заберу вещи и покину этот отель навсегда.

Погода стала прохладнее, градусов 25, но появился сильный, практически штормовой ветер.

Поехали в Монастырь Шаолинь. Монастырь находится в очень красивых горах,  не  высоко, 700 метров. File 70349

File 70345

File 70413

File 70409

File 70405

Сначала смотрели шоу мастеров кунг-фу. Очень впечатлило. Они всякие трюки интересные выделывали, и вообще было приятно осознавать, что нахожусь в таком известном месте. В конце шоу вызвали трех человек из зала. Мастера стали показывать им движения, а они пытались повторить. Вот это был реальный цирк, оборжалась.

File 70449

File 70429

File 70433

File 70437

File 70441

File 70445

После шоу можно было сфоткаться с монахами за 20 юаней. Фоткает их фотограф, обрабатывает фотку в Фотошопе, печатает  и ламинирует.  Можно взять оружие и фотограф поставит тебя в правильную позу. Пока меня ставили в позу, у меня чуть руки не отсохли. Получилось неплохо. Одновременно, меня гид фоткала на мой фотик.

File 70357

File 70365

File 70361

File 70353

Потом пошли осматривать монастырь. Монастырь огромный, местами красивый, ходили несколько часов. Хотелось купить какой-то приличный памятный сувенир. Как на зло, на развалах продавали мечи (металлические, в натуральную величину) и всякую пластмассовую дрянь. И ни магнитиков, ни открыток. Купила пару маек с надписью « Шаолинь»   на английском себе и мужу (по 50 юаней).


File 70369

File 70385

File 70381

File 70421

File 70417

File 70393

File 70389

File 70373

File 70377

File 70401

File 70397

File 70453

File 70461

File 70457

File 70477

File 70469

File 70465

File 70473

Где-то в глубине монастыря монахи продавали настоящие освященные четки из камня. Я решила, что  лучше такой сувенир, чем пластмассовые статуэтки. Мне понравились четки из агата дымчатого цвета и еще 3 бусинки из бирюзы, упакованные  в полотняный мешочек. К четкам прилагается книжка с сутрами (на китайском, конечно). Дорогие, 200 юаней.

Уже в машине,  я потом увидела,  что на мешочке с одной стороны на китайском написано «Монастырь Шаолинь» , а с другой стороны, к моей большой радости, на английском.

File 143665

File 143661

File 143657

File 143653

Можно было еще подняться на фуникулере на гору и посмотреть маленький храм, но из-за очень сильного ветра фуникулер закрыли. А подниматься пешком на гору,  не было ни времени, ни сил.

В районе Шаолиня много школ кунгфу. Учится может любой желающий (не знаю, только мужчина или женщинам можно тоже), для этого не обязательно быть монахом. Обучение стоит 2500 юаней в год, предоставляется общежитие, обучение, одежда для тренеровок и питание.

File 70425Монастырь Шаолинь.  Храм Шаолинь, с его более чем тысячелетней историей, был построен еще при династии Тан и заявлен ключевым национальным буддистским монастырем в 1983 году. Это - место рождения известного Боевого искусства Шаолинь и одной из школ китайского буддизма Чань. Будучи одной из самых главных достопримечательностей Китая, храм расположился напротив пика Вуру, окруженный пышной растительностью и остроконечными горами. Благодаря такому расположению храм и получил свое название - шао от горы Шаоши, у подножья которой он находится, а линь в переводе с китайского означает лес. За свою долгую историю храм неоднократно реконструировался, благодаря чему его архитектура очень своеобразна и включает в себя элементы архитектурных стилей 11 эпох. Кроме того, он входит в список памятников мирового культурного наследия, находящихся под защитой ЮНЕСКО.

История монастыря Шаолинь

Первоначально храм Шаолинь был построен в 495 году в эпоху династии Северная Вэй (368-534); 32 года спустя индийский монах по имени Бодхидхарма прибыл в монастырь Шаолинь, с тех пор репутация храма стала расти и с каждым годом сюда прибывало все больше монахов. Бодхидхарма является основоположником школы Чань, следовательно, монастырь является родиной этой ветви буддизма. На протяжении более 1500 лет  монастырь периодически подвергался разрушениям. Храм был разрушен в эпоху династии Северная Чжоу (557-581) в связи с запретом буддизма, однако был восстановлен десятки лет спустя и переименован в Чжиху.

Во время правления династии Суй (581-618 гг) буддизм получил широкое развитие и храм вновь был переименован в Шаолинь, снова став крупным центром буддизма в Северном Китае. В начале правления династии Тан (618-907) шаолиньские монахи оказали императору Тан Тайцзуну помощь в уничтожении сепаратистского режима, за что тот взял храм под протекцию. Однако с приходом к власти императора Уцзона, влияние храма вновь было ограничено. Вплоть до 1312 года, когда к власти пришла династия Юань, храм не реконструировался, не считая незначительного ремонта, сделанного в эпоху династии Сун (960-1279). Император династии Юань назначил монаха, следящего за остальными монастырями на горе Сон, управлять монастырем Шаолинь. В результате, позже множество других монахов прибыло в храм Шаолинь изучать буддизм и боевые искусства Шаолинь. К сожалению, во время правления последующих династий,  в связи с крестьянскими восстаниями монахи были разбросаны по всему Китаю. Династия Мин (1368-1644) также внесла большой вклад в развитие храма Шаолинь, согласно историческим записям,  8 князей из династии Мин стали монахами монастыря Шаолинь. К несчастью, в связи с войнами в течение первой половины 20 века, основные здания были разрушены, а многие драгоценные сутры сожжены в пепел.

Архитектура храма Шаолинь

- Шаньмэнь (ворота храма). Ворота были построены в 1735 году и реконструированы в 1974 году. Конструкция ворот выполнена в гармонии с двумя симметричными каменными арками, каждая из которых украшена символами, восхваляющими буддизм, Чань и храм. На вершине ворот Шаньмэнь находится горизонтальная табличка с названием храма, которая была подписана императором династии Цин (1644-1911) Канси и увенчана его печатью прямо по центру. По обе стороны ворот вход охраняют два каменных льва, вырезанных мастерами династии Цин.

- Зал Небесных Королей расположен в конце леса стел и получил свое название в честь фигур четырех небесных  владык, расположенных в нем. Нарядный зал с красными стенами и зелеными плитками, декорирован арками и картинами, а также двумя статуями воинов Будды. Дорогу от Шаньмэнь до Зала Небесных Королей окружают каменные стелы и зеленые сосны и кипарисы. Кроме этих 20 стел, на востоке в галерее находятся еще около 100 стел, построенных в период от династии Тан до династии Цин.

- Зал Махавира - центр храма Шаолинь. Оригинальный зал был разрушен во время войны в 1928 году, а нынешний был построен в 1986 году. Здесь расположены статуи Шакьямуни, Бхайшаджьягуру и Амитабхи. В центре зала находится надпись, сделанная императором Канси, в задней части установлена статуя Авалокитешвара, которого с двух сторон окружают скульптуры восемнадцати учеников Будды.

- Колокольня и Барабанная башня. В восточной части зала Махавира расположилась колокольня, а в западной - барабанная башня. Оригинальные здания также были разрушены во время войны в 1928 году, а нынешние построены соответственно в 1994 и 1996 годах, воссоздавая их прежний вид.

- Зал Лисюй был построен в период правления династии Мин и реконструирован в 1980 году. В зале етсь фигура сидящего бронзового Будды Бодхидхарма, сделанная в 1531 году и подписанная императором династии Цин Цяньлуном. Сегодня этот зал - место для повседневной деятельности буддистов.

- Зал Тысячи Будд расположен за залом Лисюй, это самый последний зал храма Шаолинь. Его фрески, с необыкновенными цветами и гармоничными композициями, очень известны и демонстрируют  высший уровень развития искусства династии Тан. Также в этом зале можно найти бронзовую статую Бхархут и статую Шакьямуни из белого мрамора.

- Комната Аббата предназначена для настоятеля монастыря. Когда-то она была спальней императора Цяньлуна, который останавливался в храме Шаолинь. В комнате находится бронзовая Бодхидхарма и бронзовая Майтрейя. На стене висит картина с ярким изображением с тонкими и плавными линиями.

Что посмотреть в монастыре Шаолинь?

- Многочисленные культурные реликвии и Лес башен. Храм Шаолинь богат историческими и культурными реликвиями, здесь есть более 500 росписей, принадлежащих династии Мин, ценные стелы и каменные надписи. Самыми достопримечательными являются стелы и каменные надписи, выполненные императором Тайцзуном (599-649) и императрицей У Цзэтянь (624-705), единственной в истории Китая женщиной-императором.

Лес башен расположен в западной части монастыря Шаолинь, у подножия холма. Площадью почти 20 000 квадратных метров, это крупнейший подобный комплекс из существующих в Китае. Всего здесь насчитывается более чем 230 башен, построенных в период от династии Тан (618-907) до династии Цин (1644-1911). Эти древние башни являются могилами выдающихся монахов монастыря Шаолинь. Хотя башни выполнены в различных стилях, так как построены в разное время, все они очень изящны по форме и сделаны с большим мастерством. Большинство надписей на башнях имеют отношение к боевым искусствам Шаолинь.

Боевые искусства Шаолиня

Боевые искусства Шаолиня, или кунгфу Шаолинь, является одной из крупнейших школ китайского. Слово Шаолинь также является символом традиционного боевого искусства китайской нации, известного своей непревзойденной техникой.

Кунгфу Шаолинь включает 72 навыка, куда входит китайский бокс, фехтование и многое другое. Основной идеей кунгфу Шаолинь является сочетание духовной практики Чань и боевых искусств. Шаолиньские монахи практиковали кунгфу Шаолинь чтобы достичь лучшей концентрации и медитации в сознании, а также сделать свое тело более сильным и выносливым. Комплексная система боевых искусств,  разрабатываемая более тысячи лет и сочетающая в себе духовные практики Чань, кардинально отличается от других школ кунгфу, которые посвящены лишь боевым искусствам.


Вечером надо было переезжать в Сиань. На скоростном поезде. Ехать 400 км час сорок минут. До поезда оставалось еще несколько часов. На обед в ресторан для кормления интуристов мы уже опоздали. Гид предложила съездить в музей и погулять по старому городу, заодно там и пообедать.

Гид предложила дополнительную программу — поехать в музей и погулять по старому городу. За 200 юаней.

Никто внятно не может перевести название этого музея, английского названия нет. Там представлена одежда древних китайцев, вышивки, обувь (ради которой женщинам уродовали ноги), мебель, восковые куклы изображающие свадьбу. Музей небольшой, но приятный. Жаль, многие экспонаты под стеклом, освещение там не совсем правильное, блики. Поэтому многие фотки - не очень. Ну ладно, хоть посмотрела.File 70617

File 70665

File 70621

File 70625

File 70629

File 70633

File 70637

File 70641

File 70661

File 70657

File 70649

File 70645

File 70653

В последнем зеле музея были всякие интересные штучки — статуэтки и прочее. Я увлеченно фоткала, пока не столкнулась лицом к лицу с китайской женщиной. Оказалось, что музей плавно перешел в магазин и некоторые интересные штучки можно купить. Мне сразу понравилась маленькая фарфоровая статуэтка. Явно не туристическая. Традиционный китайский фарфор. Старая или современная, я на глаз определить не смогла, но статуэтки в таком стиле, конечно побольше и получше выставляют в музеях. Клейма нет, и не знаю, должно ли оно быть и как оно выглядит. Цена мне понравилась -250 юаней. Я для приличия поторговалась без какой-то надежды на успех, музей все-таки. Мне сначала предложили другую статуэтку поменьше и похуже, ну и подешевле, соответственно. Я решила не жадничать, и купить то, что нравится. Совершенно неожиданно для меня скинули полтинник.

File 143793

File 143797

File 143801

File 143805

File 143809

File 143813

File 143817

Потом ездили в старый город. Очень интересно, настоящий Китай.

File 70609

File 70553

File 70557

File 70561

File 70589

File 70565

File 70569

File 70573

File 70577

File 70605

File 70601

File 70597

File 70593

File 70585

File 70581

Ели традиционный Лоянский суп и пельмени.

File 70341

Еще попробовала какие-то специальные местные лепешки. Вся еда очень понравилась. Погуляла бы с удовольствием еще, но уже опаздывала на поезд. На вокзальной площади проехали клумбу с еще цветущими пионами, но времени сбегать  и сфоткать, уже не было.

У скоростных поездов отдельный вокзал, который больше похож на аэропорт, чем на вокзал. На входе досмотр, как в аэропорту.  Вся полезная информация на китайском, хорошо, что я с гидом. На английском только указатели выход, туалет и тому подобное. Дальше цирк. Чтобы попасть на платформу, нужно прокатать билет в автомат. У нас раньше в метро такие были. Соответственно, ни провожающие, ни встречающие на платформу попасть не могут. Но это еще ладно. Через этот автомат можно пройти только за 10 минут до предполагаемого отправления поезда, раньше он не пускает. Скоростные поезда бывают разной длины и приходят на одну и ту же платформу. Поэтому у каждого поезда остановка вагонов в разном месте. Поезд проходной, стоит 2 минуты. То есть,  к моменту прибытия поезда,  у тебя есть 8 минут,  чтобы пройти через турникет,  протащить через него чемодан, который там застревает,  и прочее барахло, спуститься на платформу (там есть лестница и лифт, лифт маленький, влезет 2 человека с чемоданом, а желающих скакать по лестнице с чемоданом не много, на лифт очередь) и по цвету цифры написанной на платформе узнать, где останавливается твой вагон, потому, что за 2 минуты, сколько стоит поезд,  с багажом в другой конец поезда не добежишь. Самое интересное: цвет цифры, которым будет написана остановка вагона,  пишется на табло за 10 минут до отправления поезда. Естественно, по-китайски.

В общем, гиду я сказала: «Не уезжай минут 15. Если не успею на поезд, позвоню».


К гиду Кате абсолютно никаких претензий. Рекомендую + 86 13837993567


На поезд я успела. Все-таки протолкнулась в лифт с чемоданом, заехала им себе по ноге, теперь на ней сине-черный синяк. Нашла, где останавливается вагон. В поезде есть место, куда поставить чемодан и большие полки для ручной клади. Есть туалет, буфета нет. Пристяжных ремней тоже нет (в Японии были). Кресла хорошие, как в самолете. Билет с местом.  В общем, путешествовать по Китаю скоростными поездами можно, но тяжеловато. Главное — что номер платформы, с которой уходит поезд, пишется цифрой, номер поезда тоже. С вагонами, как оказалось, можно было и не париться. Проводников нет, вообще на платформе и в поезде никакого персонала кроме машиниста и уборщиков нет. Никаких проводников. Можно зайти в любой вагон, а потом перейти в свой. А можно и не переходить, если много мест свободных. Билеты никто не проверял.

Ехать надо было до конечной станции, поэтому я особо не волновалась. Остановки есть, объявляют на китайском и на английском, на табло- только на китайском. Доехала нормально, вовремя.  Поскольку встречающих на платформу тоже не пускают, была договоренность, что новый гид встретит меня при выходе из вокзала. Я  была уверенна, что что-нибудь не так пойдет. Многих встречали при выходе из зоны платформ. Я посмотрела, таблички с моей фамилией нет, решила выйти из вокзала. Выхода 2. Пошла в ближайший. Прихожу, никого нет. Хорошо, что наши телефоны работают. У меня была бумажка с мобильными телефонами всех гидов. Позвонила, оказалось, что она меня ждала в другом месте, как я и думала.

Очередного гида звали Зоя. Девочкой она была условно, дама практически моего возраста. Вещи мои таскать не стала, сюсюкать тоже. Видно, дама с характером и с мозгом.

По Сианю ехали уже в темноте, но из того, что я видела вокруг, было полное ощущение, что в этом городе мне будет хорошо. После промышленного, мрачноватого, и не сильно богатого Лояна, помпезный, прекрасно освещенный Сиань казался другим миром. Я этого, честно говоря, не ожидала. В путеводителе про Сиань информации было на страничку, и сложилось такое впечатление, что помимо Терракотовой армии здесь особенно интересного ничего и не было. Я ради нее и ехала, а про город думала, что такой же, как и Лоян.

Поселилась в Xian Dynasty Hotel 3*. Честно говоря, не понимаю, за какие грехи этому отелю присвоили 3*. Я бы дала 4* как минимум. Когда подъехали, я увидела, что здание не сильно новое. Немного насторожилась. В Лояне тоже было старое здание, снаружи все очень красиво, а внутри – ужас. Когда я вошла в номер, мне, видимо на контрасте с отелем в Лояне, он показался шикарным (сейчас фотки смотрю и думаю: «С чего бы это?»). Если объективно, до шикарности не хватает, возможно, красоты отделки (я про номер, в общественных зонах с отделкой все хорошо). Но для жизни такого номера более, чем достаточно.


File 70224

File 70216

File 70208

File 70228

File 70220

File 70212

Номер не маленький, метров 25-30. Большая, удобная кровать, есть балкон (наконец-то!) и, что меня очень порадовало, есть ванна. Ванная комната отделана мрамором, пол тоже мраморный, сверху ковровое покрытие.  Кондиционер, фен. Интернет есть, тоже проводной (не зря я ноутбук таскаю, с планшетом сидела бы без интернета).

Сейчас на сайте

Сейчас на сайте 0 пользователей и 0 гостей.