США, весна 2016: Нью-Йорк – Калифорния – Лас-Вегас - Национальные парки. День 4. 23.04.16 Лос-Анжелес. Вилла Гетти, Центр Гетти
Проклятый вирус никуда не делся. С утра шатало так, что с трудом доковыляла до ванной. В ванне сидел четырехсантиметровый таракан. Смыть его не удалось, мерзкое насекомое не пролезло в сливное отверстие, пришлось будить мужа.
Перед выходом из отеля муж взвесил в руках рюкзак с самым необходимым, сказал, что такую тяжесть тащить не будет, попытался выложить какую-то часть моих вещей. Выкладывать какой-нибудь из фотоаппаратов – не вариант, аптечка тоже очень нужна, путеводитель пригодится, надо же понимать, что смотришь. Выложил мой телефон (его телефон я сама выложила, он в Америке не работает). Действительно, зачем мне телефон в Америке?
Еще в Москве я загуглила маршруты ко всем достопримечательностям Лос-Анжелеса и распечатала, как добраться на общественном транспорте и на такси. Даже при том, что надо бы экономить, какого-то разумного способа добраться до Виллы Гетти на общественном транспорте я не нашла. Больше 2 часов на 3 автобусах – это не вариант. Поедем на такси.
В отеле завтрака не было, завтракать в своем районе не стали, решили добраться до виллы Гетти и позавтракать там. У кого-то в отзывах я читала, что там хороший буфет.
Я заблаговременно приобрела бесплатный билет на 13 часов. У них на сайте написано, что нужен. Первое желание было забить, наверняка и так пустят, но все же сделала.
Из отеля вышли за 2 часа, чтобы не опаздывать. Может раньше пустят или что-нибудь около виллы посмотрим или позавтракаем.
Такси поймали быстро, минут за 10. Машина – полное г…о, что уже традиция, водитель – русский еврей-эмигрант. Никогда и нигде (кроме Израиля) не видела еврея – водителя такси, обычно они умеют хорошо устраиваться.
Машин было мало, скорость хорошая, ехали больше часа, ближе к 1,5. Водитель высадил нас у ворот на виллу Гетти. Можно было заехать внутрь, водителя эта идея не сильно радовала, он сказал, что там всегда пробка. Я и не настаивала. Погода хорошая, можно пройтись, пофоткать море с горы, виллу на горе и интересные растения по дороге. Заплатили около 70$.
Вилла находится на горе, над морем, заезд с Pacific Palisades.
Pacific Palisades – побережье с пляжами. Соседние районы Malibu справа и Santa Monica слева. В Pacific Palisades такие же пляжи, как в Malibu, собственно, одни переходят в другие. Калифорния известна своими пляжами. Пока то, что мы видим – живописно, но бесполезно: очень большие волны, очень сильный ветер, да и на улице не то, чтобы жарко. С утра было градусов 18, но очень солнечно, и я очень надеюсь, что потеплеет. Никто не купается и не загорает, даже серферов нет, немногочисленные люди сидят на пляже в одежде.
Большой, цвета кофе с молоком, особняк c черепичной красной крышей, белоснежными колоннами и ротондами по бокам здания смотрелся очень здорово. Самое интересное, что здание, привлекшее наше внимание, не было виллой Гетти и вообще никакого отношения к ней не имело. Это здание оказалось частным владением и называется Вилла де Леон (Villa de Leon) – по имени заказчика и первого владельца. Интересно, что сейчас этот роскошный дом в 35 комнат, построенный в 1926 году, оценивается в скромные $8 млн. (в последний раз был продан в 2007 году за $10 млн.). Не мы одни «попались» на это очень «итальянско-греческое» здание… Судя по отзывам других туристов, это здание «обмануло» очень многих.
Заходим в ворота виллы – стоит здоровый щит, на нем написано: проход пешеходам запрещен, возможен въезд на шаттле, на такси и на личной машине. Стоимость парковки 15$. Как мило…
Остановка шаттла здесь же, шаттл приехал минут через 10, шаттл бесплатный, посадка на шаттл, ВНИМАНИЕ!, только по предъявлению бесплатного входного билета, заказанного и распечатанного на сайте.
После посадки в автобус водитель забирает все бесплатные билеты и где-то на середине дороги отдает их человеку в КПП. Человек долго ковыряется в бумагах, потом разрешает автобусу ехать на виллу. На машине та же процедура, только билет сам отдаешь. Ехать до виллы минут 5-7 максимум.
Шаттл останавливается у входа на виллу. Дальше нужно пройти металлоискатель и показать сумку, вход бесплатный. Около входа можно взять карту виллы (карта полезная, очень легко запутаться в садах и что-то пропустить) и перечень выставок и экспонатов. Все как обычно. Есть постоянная экспозиция, есть временные выставки. Вход на временные выставки тоже бесплатный. Удивительно, правда?
Курить можно в специально оборудованном шикарном месте у входя на виллу: с лавочками, цветами и статуями. Выходить и входить можно сколько угодно раз, только каждый раз проверят сумку (особо не роются и не докапываются). После серии терактов по всему миру никто не против проходить досмотры.
На вилле все хорошо и красиво: сама вилла, сады, деревья, вид на океан. Только очень холодно и очень ветрено, холодней, чем на побережье, хотя, казалось бы, куда еще холодней, и значительно холодней, чем в городе. Душа просила пуховик и шапку :-))
Первым делом пошли в буфет. Не могу сказать, что он чем-то хорош, или не хорош. Буфет – как буфет, ничего особенного.
Подходишь к стойке, заказываешь еду, потом садишься за столик, ставишь табличку с номером заказа и ждешь, пока твой заказ принесет официант. Напитки наливаешь сам, тебе просто дают стакан. По-хорошему, напитки можно наливать сколько угодно раз, никто не смотрит, и никому до этого нет дела.
Мы заказали одну пиццу на двоих, я кофе, муж – кока-колу. Всего на 23$. «Чай» предполагается оставлять на столе.
Пиццу принесли маленькую, на одного человека. Муж сказал, что дрянь, как по мне – пицца как пицца, не супервкусная, но и не дрянь. Можно было бы взять что-то еще, но набежало народу, а в очереди было неохота стоять.
Вилла-музей Гетти
Музей Пола Гетти, знаменитого миллиардера и коллекционера, занимает два основных здания — новое большое, так называемый Гетти-центр, служит для размещения основных коллекций. А в бывшей резиденции Гетти выставляются ценности древности. Да и сама вилла миллиардера тоже тот еще экспонат.
Резиденция Гетти
Промышленник и нефтяной магнат Пол Гетти стал одним из первых в истории долларовых миллиардеров. На момент своей смерти он даже считался самым богатым человеком на планете. Как и у многих богатых людей, у Гетти было немало эксцентричных увлечений и странностей. Например, по некоторым данным, он верил в переселение душ и даже считал себя реинкарнацией императора Адриана.
Пол Гетти увлекся античным искусством и стал коллекционировать древнегреческие, древнеримские и этрусские реликвии… Собирал он их, собирал…
Но в один прекрасный день 1954 года его посетила мысль выпендриться и выставить свою коллекцию напоказ.
Не мудрствуя лукаво, Пол Гетти открыл музей в своем доме.
Коллекция стала разрастаться, и… мистер Гетти решил, что неплохо было бы организовать отдельное здание для его музея и перевезти туда всю коллекцию.
Гетти не был бы собой, если бы решил ограничиться обычным зданием… Поэтому им было принято решение, что коллекция должна быть выставлена в здании, сделанном по образцу древнеримского загородного дома – Виллы Папирусов. Эта вилла была найдена при раскопках города Геркуланум, погребенного под пеплом Везувия.
Вилла Папирусов (итал. Villa dei Papiri) — роскошная древнеримская загородная вилла, раскинувшаяся на площади 2790 м² и удалённая от Геркуланума на расстояние нескольких сотен метров. Погребённая под слоем пепла вместе с Помпеями и Геркуланумом при извержении Везувия в 79 году, она была открыта в конце 1740-х годов. Под руководством швейцарского инженера Карла Вебера она исследовалась на протяжении шести лет путём пробивания коридоров в породе, но в 1765 году из-за выхода газа раскопки были свёрнуты. Археологические работы возобновлялись в 1930-х и 1990-х годах, когда за восемь лет было очищено от породы около 10 % территории виллы. В 1998 году раскопки были приостановлены из-за нехватки средств. Вилла была воздвигнута предположительно в I веке до н. э. и изначально имела гораздо более скромные размеры, но позже была достроена. Территория виллы имела форму прямоугольника в четверть километра длиной. В её западной части располагался просторный перистиль размером 90 х 35 м с бассейном по центру и десятками бронзовых и мраморных статуй (часть из них выставлена в Национальном археологическом музее Неаполя).
На территории виллы было установлено множество бюстов античных литераторов и государственных деятелей — полководца Сципиона Африканского, писателя Аристофана, царя Спарты Архидама III, поэтов Паниассиса и Фесписа, оратора Демосфена, философа Эпикура и многих других. Эти находки позволяют предположить, что владелец виллы был высокообразованным человеком и почитателем искусств. Считается, что вилла принадлежала Луцию Кальпурнию Пизону Цезонию, отцу Кальпурнии, третьей жены Цезаря.
Наиболее впечатляющим открытием виллы является уникальная частная библиотека (единственная сохранившаяся библиотека времён Античности) из 1800 свитков папирусов с текстами на греческом, которые были сложены в корзинах и на полки ряда покоев. Свитки (та часть, которая расшифрована) содержат преимущественно сочинения Филодема, а также Цецилия Стация, Хрисиппа, Колотеса, Эпикура и его учеников Лукреция, Метродора из Лампсака, Полистрата и других. Установить авторов удалось не сразу. В результате извержения папирусы превратились в обугленные и спёкшиеся свёртки, которые ломались при первых попытках развернуть и прочесть их. В 1756 году Антонио Пьяджо, священник из Библиотеки Ватикана, соорудил машину, которая была способна разворачивать свитки, не повреждая их. Хотя этот способ отнимал много времени, некоторые наименее обуглившиеся папирусы были расшифрованы. В настоящее время исследование свитков ведётся с помощью многозональной съёмки, но содержание около половины из них всё ещё остается сокрытым. Учёные также предполагают, что в неисследованных областях виллы могут храниться свитки с утраченными текстами диалогов Аристотеля, пьес Софокла, Эврипида и Эсхила и неизвестные книги «Истории от основания города», фундаментального труда Ливия
В 1968 году начались работы по строительству виллы Гетти. Архитекторам и проектировщикам было довольно сложно, поскольку единственным источником информации о плане Виллы Папирусов была книга Le Antichità di Ercolano, опубликованная в конце 18 века. Отсутствующие детали они позаимствовали из планов других древнеримских домов.
По приказу Гетти из Италии были специально привезены 16 тонн мрамора травертина, из которого возводили свои постройки богатые римляне, в разных уголках резиденции были выкопаны пруды и забили фонтаны.
Все поработали на славу, и в 1974 году новый музей Пола Гетти (без лишней скромности, он так и назывался Музей Гетти) открылся для широкой публики.
В 1997 году музей Гетти закрыли на реконструкцию (в это время коллекция переехала в Лос-Анджелес в центр Гетти). В 2006 году обновленную виллу снова открыли, тогда же она и поменяла название, став Виллой Гетти. Сейчас на вилле содержится только часть обширной коллекции Гетти – реликвии Античного искусства.
Главный вход в музей-виллу ведет в одну из самых больших комнат – атриум; хотя комнатой это можно назвать с натяжкой…. В потолке отверстие с чудны́м названием комплювий; оно использовалось для того чтобы в комнату попадал свет и дождевая вода. На полу ровно под комплювием подобие бассейна – имплювий. Именно туда попадала вода.
Напротив входа – 3 двери, ведущие в сад. Он называется «Внутренний перистиль» и представляет собой сад под открытым небом. Из-за сада в центре, здание выглядит довольно забавно, если посмотреть на него сверху.
Вилла – двухэтажная, с множеством комнат, однако большинство комнат скромных размеров. В комнатах для освещения использовались вполне традиционные отверстия – ОКНА. Но с окнам все тоже не так просто: вместо стекол – специально обработанный и отполированный оникс. Такой же оникс использовался и для фонарей.
В комнатах, как не сложно догадаться, выставлены разнообразные экспозиции – некоторые из них временные, но большинство «прописались» в музее на постоянной основе.
Каждая комната соединена со следующей, поэтому чтобы осмотреть все экспозиции достаточно идти просто вперед, при этом можно даже не выходить из залов в коридор.
В музее северный вход используется в качестве парадного, что не совсем корректно с точки зрения истории. В античности на виллах парадный вход был на южной стороне здания.
Звучит довольно странно, но в первом веке до нашей эры посетители и гости древнеримских вилл, пройдя через главный вход, попадали в обеденный зал – триклиний.
Сейчас же южные двери используются посетителями для выхода во внешний сад – «Внешний перистиль».
Сады виллы:
«Внешний перистиль»
«Внутренний перистиль»
«Восточный сад»
«Травяной сад»
Слово «перистиль» греческого происхождения и используется для обозначения сада или двора, которое со всех сторон окружено крытой колоннадой.
«Внутренний перистиль» полностью окружен стенами здания: вдоль каждой стены – крытые коридоры с колоннами.
«Внешний перистиль» так же окружен колоннами.
Интересно, что колонны выполнены в разных стилях, как с точки зрения архитектурных ордеров, так и с точки зрения оформления «верхушки» колонны (капители). Встречаются очень экстравагантные и сложные в исполнении экземпляры.
«Внешний перистиль» – самый большой сад виллы Гетти. Вокруг бассейна посажены разнообразные типично «римские» растения: мирт, лавр, олеандр, самшит.
Сад такого типа в античности считался «формальным» садом… дабы так сказать бросить пыль в глаза гостям. Так же он часто использовался, чтобы предаться размышлениям или приятной беседе на одной из округлых каменных скамей.
«Внутренний перистиль» – совсем небольшой по сравнению с внешним садом, но бассейн тоже имеется в наличии. Этот сад считается более «домашним и семейным» по сравнению с Внешним.
Как во Внешнем, так и во Внутреннем перистиле расположено большое количество бронзовых скульптур; причем большинство из них – это копии скульптур, найденных при раскопках Виллы Папирусов – они даже расположены на тех же местах.
В «Восточном саду» внимание привлекают два фонтана. Один из них, украшенный многоцветной мозаикой, ракушками и масками, является точной копией фонтана в Доме Большого Фонтана в Помпеях.
«Травяной сад», несмотря на свою ухоженность, «окультуренность» и декоративный пруд с рыбками, использовался как огород. В этом саду сейчас, как и в древности, выращивают плодовые деревья, а также кустарники и травы, использующиеся в медицине и приготовлении пищи.
После своей смерти Пол Гетти завещал свое невероятное состояние музею, превратив его в самую богатую галерею мира. Основные коллекции из собрания Гетти вскоре переехали в новое здание, а на его вилле остались экспонаты, так или иначе связанные с древними цивилизациями. Экспозиции здесь сформированы не хронологически, а по темам. Есть, например, разделы «Боги и богини», «Театр», «Троянская война».
Всего экспонатов в музее приблизительно 44,000 греческих, римских, этрусских и иных древностей. Более 1200 работ выставлено для постоянной экспозиции в 23 галереях. Даты представленных экспонатов впечатляют: 6500 г. до н.э. 400 г. н.э.
По материалам сайтов www.gettu.edu http://seven-frog-seven.com/2015/03/getty-villa.html, http://www.ozon.travel/
Воды в бассейне нет, пишут, что из-за засухи. Только табличка весьма полиняла от дождей, да и другие отчеты по вилле я видела, там тоже бассейн без воды. Наверно, все-таки не засуха, а жадность.
Эту статую можно трогать руками
Не могу сказать, что я большой любитель античного искусства. Посетив все наиболее известные музеи континентальной Греции, казалось, что насмотрелась на всю жизнь. В Метрополитане античные залы я смотрела мельком и бегом.
На вилле Гетти были очень интересные экспонаты: бронза, древнее стекло, римская мозайка, ювелирные изделия из золота и серебра с драгоценными камнями, древние камеи, изделия из янтаря, изделия из слоновой и других видов кости. Кое-что из дворцов в Сирии, которые потом были разрушены ИГИЛ.
Древнее стекло
Традиционные греческие вазы и «безрукие статуи», как я их называю, экспонируемые на вилле Гетти, были в лучшей сохранности и с более интересным сюжетом, чем в греческих музеях. Точнее даже, на то, что рисунки на древних вазах имеют какой-то смысл, я обратила внимание только здесь. То же со скульптурами. Идея формировать коллекции не по датам и периодам, а по темам, показалась мне интересной. Интересно, например, вспоминать историю троянской войны, или 12 подвигов Геракла, или богов с Олимпа. Все экспонаты подписаны, очень много информационных стендов с интересным описанием.
Греко-Романский Египет
Наибольшее впечатление на меня произвела коллекция мозаики, которую я практически никогда и не видела, совсем чуть-чуть в Италии и в Израиле и коллекция стекла. Во-первых, я и не подозревала, что в античный период уже использовалось стекло, во-вторых, некоторые из изделий, если даже не учитывать их историческую ценность, сами по себе были очень красиво и оригинально сделаны.
И конечно ювелирка, это любимое :-))
Римская мозайка
Ювелирные изделия
Изделия из янтаря
Изделия из слоновой кости
Греко-Римское искусство
Монеты
Вилла мне очень понравилась. И с точки зрения коллекции, и само здание, и сады, и вид на море с горы. Не самый лучший музей в моей жизни (Метроплитан пока никто не превзошел) и не самая лучшая вилла, но в любом случае, очень красиво, интересно и, несомненно, обязательно к посещению.
Перед уходом ненадолго заскочила в сувенирный магазинчик. С удовольствием порылась бы там пару часов. Было очень много украшений по мотивам (а некоторые просто точные копии) выставленных в музее украшений. Недешево, от 200 до 500$, конечно, что-то есть дороже, что-то дешевле. Некоторые из музейных копий украшений очень ценятся коллекционерами, а по цене не уступают изделиям из золота, а то и превосходят их. Пары часов порыться у меня не было, да и денег свободных тоже, поэтому я по-быстрому купила только пару магнитиков в коллекцию.
Адрес Виллы Гетти: 17985 Pacific Coast Highway, Pacific Palisades, CA 90272
Время работы: Среда – Понедельник с 10:00 – 17:00. Не работают по вторникам и в некоторые праздничные дни (Новый год (1 Января), День Благодарения (четвертый четверг ноября) и Рождество (25 Декабря)).
Web-site: http://www.getty.edu/visit/villa/
Стоимость парковки: $15
Вход свободный (бесплатно), но чтобы попасть в музей нужно забронировать время посещения и распечатать билеты.
По материалам сайтов www.gettu.edu http://seven-frog-seven.com/2015/03/getty-villa.html, http://www.ozon.travel/
Виллу Гетти мы осмотрели полностью и подробно, и увиденным остались очень довольны.
Теперь надо как-то добраться в Центр Гетти (The Getty Center). У меня была слабая надежда, что поскольку Вилла Гетти и Центр Гетти – по сути один музей, расположенный в двух разных здания, то может быть между ними ходит какой-нибудь шаттл, уже не важно, платный или бесплатный. Еще была надежда, что в Виллу Гетти кто-нибудь приедет на такси и это такси можно будет забрать. Никаких шаттлов до Центра Гетти не оказалось, такси тоже. На музейном шаттле спустились вниз. Ловить такси на highway – можно даже не думать. Машины несутся на бешеной скорости, и никаких такси нет.
У меня был распечатанный с Гугла маршрут: около мили идти по побережью до автобусной остановки Sunset/Pacific Coast Highway Layover (в сторону, противоположную Малибу), дальше на автобусе 2 или 302 (ходит раз в 30 минут) ехать 41 (?!) остановку, до остановки Sunset/Church (Гугл отводит на поездку на автобусе 21 минуту), потом идти пешком 1,3 мили (2,08 км). Ходить пешком полезно))
День для посещения Виллы Гетти и Центра Гетти я выбрала не случайно. Сегодня суббота – единственный день, когда Центр Гетти работает до 21 часа. Должны успеть добраться, пообедать и спокойно все посмотреть.
Автобусную остановку, куда нам нужно было попасть, я видела еще по дороге на виллу, поэтому понятно было куда идти. Из окошка шаттла, на котором мы ехали, я увидела, как проехал нужный автобус. Значит можно особо не торопиться. Спокойно прошлись вдоль пляжа, пофоткали пляж и домики на горе. Не доходя 100 метров до остановки, я зависла на клумбе с розами. Помню, еще муж сказал: «Хватит фоткать, на автобус опоздаем». Не успела я даже сказать: «Да ладно, его еще долго не будет», как увидела направляющийся к нам автобус. Пришлось пробежаться. На автобус мы не только успели, но даже его опередили)). Зря бежали, кстати. Из автобуса вышел водитель, сказал: «Автобус пойдет через 20 минут» и направился с Макдональдс. Я хотела последовать его примеру, но муж сказал: «Надоело бегать за автобусами, вдруг он раньше уедет. Будем здесь сидеть. Доедем – поедим». Знать бы тогда, куда и во сколько мы доедем, надо было бы пообедать и еще еды с собой взять.
Водитель вернулся через 20 минут и мы поехали. Остановки – через каждые 100 метров и чаще, чем раз в минуту. Автобус сделал несколько таких остановок, потом на табло появилась надпись: «Остановки по требованию» и автобус поехал без остановок. Неожиданный поворот событий)). Я подошла к водителю, попросила сказать, когда будет остановка Sunset/Church. Водитель, конечно, сказал: «ОК», но надежда на то, что он про нас вспомнит, была слабая, и я, ориентируясь по карте (около нашей остановки Сансет бульвар, по которому мы ехали должен пересечь перпендикулярный HighWay), и ища глазами церковь, пыталась сама узнать нашу остановку. Ехали мы по бульвару Сансет.
Лос-Анжелес привлекателен уже тем, что многие географические названия известны по многочисленным фильмам и сериалам и удивительны уже хотя бы тем, что существуют на самом деле. Про бульвар Сансет в путеводителе было написано, что это сейчас чуть ли не самое модное место в Лос-Анжелесе с кучей баров, которые часто посещают звезды. Где все эти прекрасные бары и прекрасные люди? Редкие домики вдоль дороги, довольно симпатичные. И все. Можно было бы предположить, что это такая часть бульвара нам попалась, но в отель мы ехали на такси по оставшейся части бульвара Сансет, выглядел он примерно так же. Изначально была у меня мысль погулять по бульвару после Центра Гетти – негде там гулять и незачем.
Остановку свою мы не проспали, и вышли именно там, где нужно. Осталось 2 раза перейти дорогу, пройти 1,3 мили и мы на месте.
Дороги в Лос-Анжелесе делятся на 3 вида (не буду говорить за всю Америку). Обычные дороги (наверняка у них тоже есть название), High way – скоростная трасса и Free Way – еще более скоростная трасса, с минимальным количеством съездов и заездов, без пешеходных переходов, тротуаров и выделенной обочины. Встречные полосы разделены отбойником, сама дорога отгорожена от окружающего мира либо отбойниками, либо вообще забором. Интересно, что большинство High way и Free way в Лос-Анжелесе покрыты не асфальтом, а бетонными плитами. Возможно, это из-за землетрясений. Не знаю, какая у них разрешенная скорость – по ощущениям – минимум раза в 2 выше, чем у нас. Знаю, что останавливаться на Free way нельзя ни при каких обстоятельствах.
Переход любой дороги в Лос-Анжелесе, если на ней есть машины, целое мероприятие (если машин нет – никто не заморачивается). Около пешеходного перехода, обозначенного «зеброй» (подземных переходов не видела ни одного), есть светофор для пешеходов. Можно ждать до посинения, он не переключится. На том же столбе, где висит светофор, есть кнопка. Если ее нажать, светофор переключится, не сразу, через какое-то время. Как видишь, что светофор переключился – беги. Светофор для пешеходов работает секунд 10, дороги широкие, водители едут сразу, не дожидаясь, как у нас, пока какая-нибудь бабка доковыляет до тротуара. Лос-Анжелес – город не для пешеходов.
Шли мы, шли, почти дошли, направление сомнений не вызывало, на горе был прекрасно виден Центр Гетти.
Сначала шли по тротуару, потом по обочине, потом дорога уперлась в Free way. Идти по Free way – мало того, что самоубийство, еще и запрещено, стоит куча щитов «Запрещен проход пешеходов и проезд велосипедистов». Нечего даже думать, чтобы туда идти.
Такси нет. Попробовала просто поймать машину (не такси) на дороге, которая пока еще просто дорога, не Free way. Глушняк, никто не останавливается. Интересно, есть же люди, которые путешествуют по миру бесплатно, автостопом. Как им это удается? Мы и за деньги (практически за любые уже) не можем преодолеть расстояние в 500 метров.
Мы решили попробовать пройти по параллельной дороге, проходящей через жилой квартал, и наткнулись таким образом на вполне самостоятельную достопримечательность – фешенебельный район Bel-Air.
Бел-Эйр, Лос-Анджелес
Бел-Эйр одно из самых шикарных, спокойных и безопасных мест для жизни не только в США, но и в мире. Оно находится в северо-западных частях Лос-Анджелеса в Южной Калифорнии. Бел-Эйр – это изысканный жилищный комплекс, расположенный на 230 метров над уровнем моря в холмистой местности в подножии горы Санта-Моника. Бел-Эйр – дом приблизительно 8000 жителей, которые ищут уединение недалеко от одного из самых динамических городов в Северной Америке.
Здесь живут ряд популярных и важных личностей из мира шоу-бизнеса и политики. Самый известный и влиятельный человек, который когда-либо жил в Бел-Эйр – это американский президент Рональд Рейган, который поселился сюда вместе со своей супругой в 1989 году. Он жил здесь до своей смерти в 2004 году. Бел-Эйр связывается с именами-иконами знаменитостей как Клинта Иствуда, Заза Габор, Том Джонс или Ракель Уэлч.
Бел-Эйр представляет отдельный мир, совсем различный от нагруженного и шумного Лос-Анджелеса. Это лесная местность, среди которой возвышаются самые шикарные и привлекательные особняки, которые человек может себе представить. Некоторые дома в районе новые и ультра современные с модерным дизайном и панорамными окнами, другие сделаны из камня и похоже на английские дворцы. Есть такие, которые напоминают о средиземноморской провинции, а также встречаются и дома под старинным и аристократичным колониальным стилем. Во всех дома есть роскошные сады и большие плавательные бассейны, а в более крупных сделаны и частные теннис корты, аллеи для прогулки и даже небольшие озера. Узкие улочки Бел-Эйра вьются между просторными имуществами, а растительность настолько густа, что местами деревья буквально соединяются над дорогой, образуя настоящий туннель зелени.
Многих туристов, однако, посещение Бел-Эйра немного разочарует. Условия для прогулки здесь не очень хорошие, потому что нет тротуаров, а роскошные особняки за миллионы долларов скрыты за высокими заборами и очень густой зеленью, чтобы остаться далеко от взглядов любопытных посетителей. Правда в том, что даже если прогуляетесь в квартале, вероятность встретиться с популярными личностями почти не существует. То, что скорее всего увидите – огромные вороты, ведущие к какой-нибудь из тех прекрасных особняков и ничего больше. Вероятно самое популярное место в Бел-Эйре – это Кантри клуб, основанный в 1927 году Альфонсо Белом, известен как создатель некоторых из самых дорогих и шикарных жилищных районов в Калифорнии, включая сам Бел-Эйр. Кантри клуб – место, где отдыхают сливки общества, наслаждаясь одним из самых лучших гольф полей в Калифорнии.
Бел-Эйр пользуется мягким и приятным средиземноморских климатом. Лето теплое и сухое с температурами около 27°C, а зима мягкая и приятная. Даже и в январе термометры отчитывают чаще всего около 18-20°C. Снегопады не совсем невозможны, но все таки исключительно редкое явление. Здесь солнце улыбается почти каждый день, а осадки скорее удивляют. В Бел-Эйр редко случается больше 4-5 дождевых дней в месяц, и обычно это происходит в месяцы с декабря до марта. Для лета характерны длительные засухи. В периоде – июнь-август не выпадают никакие дожди.
По материалам сайта http://touristmaker.ru
Я зависла с фотиком над цветочками, садиками, симпатичными домиками, ничуть не жалею о том, что мы сюда попали. По параллельной Free Way дороге мы дошли до конца района и уткнулись в тупик и чей-то забор. Время идет, а к Центру Гетти мы никак не доберемся ((.
Делать нечего, пошли обратно. Такси нет, машин нет, людей тоже нет. Вариант, работавший в других подобных ситуациях, когда нет такси – зайти в первый попавшийся отель или кафе и попросить вызвать такси здесь не работал – нет тут ни одного отеля и ни одного кафе.
Вдруг на крыльце одного из домов увидели людей – мужчину и женщину, сидящих на крыльце. И машина рядом стоит. Подхожу: «Как попасть в Центр Гетти?» «Вон он на горе». «А как туда попасть?» «В ту сторону» «Но там же Free way, там нельзя ходить» «Нельзя».
Вот и поговорили. Конечно, я напрашивалась на то, чтобы нас отвезли. А еще говорят, то американцы милые, участливые, и всегда готовы помочь ((
Вот в Японии нас мужик отвез из леса на станцию, сам предложил, и денег не взял, я Корее вообще, накормили, напоили, показали коллекцию денег и отвезли бесплатно на другой конец острова (час ехать).
Я бы отвезла. Честно… Я всегда помогаю иностранцам, много у нас их шляется по району…
Я так расстроилась, что не додумалась попросить вызвать такси сюда по телефону. Мой-то телефон муж выложил, можно было бы хоть Женьке в Нью-Йорк позвонить, чтобы такси вызвал, или кому-нибудь в Москву, чтобы хоть номер телефона загуглил. Интернета-то у меня нет в телефоне в Америке. И надо же было телефон в отеле оставить ((
Всегда в голову приходят стандартные решения. Такси можно поймать на улице, можно вызвать в отель или в ресторан. Ничего другого в голову не приходит. Заправка! У остановки, где мы вышли, была заправка. Не автоматическая, там есть человек, у которого есть телефон, и у заправки есть адрес, куда можно вызвать такси. Так и сделала. Еще купила воды, точнее, сначала купила воды, потом попросила вызвать такси. Дала парню на чай 5$.
Не люблю приставать к людям на улице. Не из-за языка, говорю я спокойно. Какой-то свой поведенческий стереотип. Если ко мне подходят на улице – в 90% случаев это «Дай денег». Даже не важно, как человек выглядит. Иногда даже из приличных машин выходили. 10-50-100-1000 рублей – даже не смешно. 30000 рублей просили, 5000$ просили, какие только байки не рассказывали. Оставшиеся 10% - это как пройти?, как проехать?, где здесь банкомат Сбербанка?, где здесь метро/полиция/поликлиника/супермаркет/Ленинградский вокзал/Кремль? Таким обычно помогаю по возможности.
Такси приехало минут через 30. Дорога заняла 3 минуты и стоила 4$. Подъезжая к Гетти Центру таксист начал ныть, что ехал сюда издалека, а тут, оказывается, ехать 3 минуты. Типа надо бы накинуть)). В общем-то, разговор был своевременным. Проблема обратной дороги никуда не делась. Ждать нас тут несколько часов слишком дорого, я ему говорю: «Братан, я дам тебе 50$ сейчас и потом, сколько получится по счетчику. Заедь за нами сюда в 8.30 и отвези нас в отель в Голливуд.» Полтинник таксист не взял, взял 5$, остальное вернул. Обещал заехать за нами в 8.30. Я сфоткала номер машины, номер парковки и мы пошли в музей. Гетти центр (Getty Center)
Великолепный Гетти центр (Getty Center) раскинулся в районе Брентвуд (Brentwood) на отроге гор Санта-Моника. Центр открылся в 1997 году, его открытие обошлось в громадные 1,3 млрд $. Гетти центр не только хранит бесценную коллекцию искусств, но и открывает круговую панораму Лос-Анджелеса. Ежегодно музей посещают более 1,3 миллионов посетителей. Getty Center действительно один из крупнейших и значимых культурных центров, заслуживающих посещения.
Жан Пол Гетти (1892-1976) - американский миллиардер, бывший в свое время самым богатым человеком Америки, являлся страстным коллекционером антиквариата и предметов искусства. Свои бесценные коллекции Гетти начал выставлять на показ на своей вилле недалеко от Малибу. После смерти Гетти, основанный им фонд стал оперировать громадными средствами и позаботился о расширении музея. В 1983 году за 25 млн $ был выкуплен участок на вершине предгорий близ Лос-Анджелеса и началась постройка Центра Гетти. С большой заминкой по времени и с большим превышением бюджета (1,3 млрд $ вместо предполагаемых 350 млн $), Гетти центр был открыт в 1997 году.
Архитектура. В 1984 году для строительства центра был приглашён архитектор Ричард Мейер. Строительство происходило со срывом сроков и вместо 1988 года завершилось только к 1997 году. По имеющимся оценкам, изначальная стоимость возросла с $350 млн. до $1,3 млрд.. С открытием нового музея на длительную реставрацию закрылся старый комплекс в Пасифик-Пэлисейдс (Вилла Гетти), вернувшийся к работа в начале 2006 года .
Мейер использовал для строительства два естественных горных хребта, расходящихся под углом 22,5°. Параллельно одному были расположены музейные здания, параллельно другому — административные, образуя выраженные линии перспективы. Из всех зданий, привязанных к этим линиям, у выставочного и восточного павильонов и некоторые части выравнены строго с севера на юг.
Здания центра построены из бетона и стали с облицовкой из травертина или алюминия. По территории размещено несколько фонтанов, который создают фоновый шум. В отличие от первоначального замысла, вокруг фонтанов установлены скамейки и заграждения, чтобы не позволять посетителям заходить в воду. Также дополнительные изменения были проведены с целью повышения доступности центра для людей с пониженной мобильностью.
Северная оконечность территории содержит круглую травяную площадку, предназначенную для посадки вертолётов. На южной оконечности разбит сад кактусов и суккулентов. Также территория очерчена дорогами, ведущими к грузовому терминалу и служебному гаражу с западной и восточной сторон от зданий. Склоны холма засажены траволистным дубом.
Центр снабжён семиэтажным подземным гаражом для посетителей, рассчитанным на 1200 парковочных мест. На крыше гаража расположен сад скульптур. Автоматический фуникулёр из трёх вагонов доставляет посетителей от гаража до вершины холма.
На большом участке находятся пять павильонов: выставочный, северный, восточный, южный и западный, в которых выставляются живопись, графика, манускрипты, скульптуры, декоративно-прикладное творчество. Все произведения искусства располагаются в хронологическом временном порядке, начиная с северного павильона и заканчивая западным (новейшее искусство).
Северный павильон. Живопись, искусство и скульптура вплоть до 1600 г.
Восточный павильон. Искусство 17-го века (Барокко), голландская, фламандская, французская, испанская живопись. Итальянское декоративно-прикладное искусство 1600 до 1800 г.
Южный павильон. Живопись 18-го века, большая коллекция декоративно-прикладного искусства и искусно мебелированные помещения.
Западный павильон. Скульптура и декоративно-прикладное искусство Италии 1700 - 1900 г.
В выставочном павильоне проходят временные тематические выставки.
В галереях на первом этаже каждого павильона выставляются фотографии. Вторые этажи павильонов связаны между собой застекленными мостиками и открытыми террасами с которых открывается вид на окружающие холмы и центральную площадку музея. На открытых террасах и в садах, расположенных между зданиями центра, расположены скульптуры. Центральный сад с бассейном спроектирован так, чтобы подчеркнуть игру света, цвета и отражения.
Естественный свет является одним из самых важных элементов. Многие стены в зданиях выполнены из стекла и позволяют солнцу освещать интерьеры. Система жалюзи и фильтров с компьютерным управлением настраивает свет в помещении так, чтобы картины в галереях были представлены посетителям в естественном освещении.
Посещение Центра Гетти - это незабываемое впечатление благодаря беспрецедентной коллекции произведений искусства и архитектуры. Вход в художественный музей и посещение всех выставок абсолютно бесплатно. В вестибюле музея можно приобрести ауди-гид на русском языке.
По материалам сайтов: www.gettu.edu http://www.americancities.ru, https://ru.wikipedia.org
То, что мы доехали до парковки Центра Гетти, вовсе не означало, что мы уже на месте. Видимо, и у старика Гетти и у фонда, унаследовавшего его миллиарды, была какая-то паранойя или мания преследования. Зачем все эти сложности, горы, дополнительные какие-то непонятные средства транспорта, чтобы просто попасть в музей? И почему нельзя попасть пешком или общественным транспортом?! В Метрополитан музей, богатейший и, на мой взгляд, лучший музей мира, можно приехать на метро, прийти пешком, просто купить билет и идти наслаждаться. Зачем все эти сложности?! Вход в Центр Гетти, как и на Виллу Гетти, бесплатный. Лучше бы заплатила, но без этого геморроя.
От парковки в музейный комплекс можно добраться (в смысле, это единственная возможность) на фуникулере из 3 вагончиков, который больше похож на поезд. Хорошо еще, что мы приехали не в пиковый сезон и вечером, народ был, но мы влезли в первый поезд. Такое ощущение, что этот поезд один, и придется ждать, пока он доедет до вершины горы, выгрузит там людей, загрузит желающих спуститься и поедет обратно.
В итоге, с переездом на поезде и с учетом планируемого времени для обратной поездки, на осмотр у нас осталось чуть больше часа.
Сразу взяли план экспозиции и пристали к кому-то из персонала, чтобы нам быстро объяснили, что тут самое лучшее и где это находится.
Из «лучшего» была временная выставка «WOVEN GOLD» - коллекция расшитых золотом гобеленов Louis XIV. Это действительно стоило увидеть: невероятная красота, и скорей всего, никогда не увидишь больше. Очень необычно видеть такое количество гобеленов такого высокого качества и в таком хорошем состоянии, особенно, если вспомнить, что большинство гобеленов Людовика XIV были сожжены во время французской революции для того, чтобы извлечь металл из них и уничтожить символы монархии. Фоткать на этой выставке нельзя (сделала только одну фотку), но можно купить открытки и магниты.
К сожалению, нигде нет никакой подробной информации об этой выставке. Только небольшая статейка http://blogs.getty.edu/iris/three-reasons-to-visit-woven-gold-at-the-getty/ на сайте Центра Гетти, но и она в основном рекламная, а не информационная. Поэтому, просто любуемся))
Из «любимого» посмотрели импрессионистов: James Tissot, Edouard Manet, Camille Corot, Claude Monet, Alfred Sisley, Paul Gauguin, Paul Cezanne, Edgar Degas, Vincent van Gogh, Pierre-Auguste Renoir.
Vincent van Gogh
Paul Gauguin
Видели одну картину Эдварда Мунка «Звездная ночь». Все знают «Крик» Мунка, но мало кто знаком с его другими работами. Они очень редко встречаются в музеях. Основная коллекция – в музее Мунка в Осло. Доберусь туда когда-нибудь))
Claude Monet
Edouard Manet
Pierre-Auguste Renoir
Edgar Degas
Paul Cezanne
Jean-Baptist-Camille Corot
Alfred Sisley
Из не импрессионистов очень понравились мне несколько картин: «Crist’s Entry into Brussels in 1889» неизвестного мне бельгийского автора James Ensor. Потрясающая работа, даже не знаю, к какому жанру ее отнести.
Еще одна его работа, более традиционная, но не менее прекрасная «Adam and Eve Expelled from Paradise».
И портрет дочери друга художника «Portrait of Jeanne Kefer» Fernand Khnoff.
И еще пара работ ранее неизвестных мне авторов.
Joaguin Sorolla y Bastida
Lawrense Alma-Tadema
Осталось немного времени – захватили немного классической живописи и немного декоративно-прикладного искусства и мебели.
Классическая живопись
Декоративно-прикладное искусство
Вообще, все это сильно напоминает Метрополитан музей, но он (Метрополитан) явно лучше.
Красивый музей, очень продуманный свет. Вокруг музея замечательный парк, скульптуры и очень впечатляющая клумба. Само здание очень впечатляет. С горы открывается прекрасный вид на ночной уже Лос-Анжелес.
Читала, что есть еще сады. Садов я не заметила, что, впрочем, не удивительно в темноте, а может быть тот, кто писал про сады, перепутал Центр Гетти с Виллой Гетти. С удовольствием вернулась бы сюда и провела здесь целый день.
Адрес музея: Mailing Address: The Getty Center 1200 Getty Center Drive Los Angeles, CA 90049. Using GPS Input this address: N Sepulveda Blvd & Getty Center Dr, Los Angeles, CA 90049
Стоимость парковки $15 per car; $10 after 3:00 p.m. Вход в музей бесплатный
Tuesday–Friday and Sunday 10:00 a.m.–5:30 p.m. Saturday 10:00 a.m.–9:00 p.m. Closed Mondays
Holiday closures: Thanksgiving, December 25 (Christmas Day), and January 1
Сайт: http://www.getty.edu
К моей большой радости, таксист за нами приехал и дождался нас (мы немного опоздали, номер парковки я запомнила, но было бы правильно еще запомнить этаж, чтобы не кататься потом на лифте по всей парковке, там 7 этажей или около того).
В Голливуд мы ехали по бульвару Сансет. Какой-то активной ночной жизни (и жизни вообще) я не заметила.
Просила таксиста заехать в какой-нибудь супермаркет, купить еды на вечер. Тайские лапшичные наверняка закроются к тому моменту, когда мы вернемся, да и шляться по нашему стремному району ночью совсем не хочется. Про супермаркет таксист забыл, и я забыла, вспомнили оба, когда уже подъезжали к отелю. Но таксист объяснил нам, где здесь есть большой гипермаркет с едой. От отеля его было совсем не видно, он стоял на перпендикулярной Голливудскому бульвару маленькой улице, совсем недалеко. За такси отдали долларов 60 + чай, даже меньше, чем до Виллы Гетти.
Пошли туда. В гипермаркете были несколько фаст-фуд кафешек и Старбакс, это хорошо, хоть какой-то кофе утром можно выпить. Пошли в бургерную неизвестного мне бренда типа Макдональдса. Не так я мечтала ужинать в Лос-Анжелесе, но все культурно, чисто и вкусно, да и деньги надо экономить, чудовищные суммы уходят на транспорт. Я только не могу понять, зачем продавцы, когда принимают заказ, перечисляют все ингредиенты, входящие в бургер, если есть название бургера и картинка. Я очень внимательно слушала, мне казалось, что я должна принять какое-то очень важное решение. А он просто перечислил все ингредиенты и принял заказ.
24 комментария
"В ванне сидел четырехсантиметровый таракан. Смыть его не удалось, мерзкое насекомое не пролезло в сливное отверстие, пришлось будить мужа."
интересно ты развлекаешься ))
таракан, надеюсь, тропический?
Конечно тропический, 4 сантиметра((
"посадка на шаттл, ВНИМАНИЕ!, только по предъявлению бесплатного входного билета, заказанного и распечатанного на сайте."
э... а если его нет? такси ловить?
нет, без билета на такси или своей машине тоже не пустят, там дальше КПП, да и нереально там такси поймать
зачем они так сделали?
странно. посадили бы какую-нибудь негру, билеты раздавать.
если им статистика нужна.
я думаю, меры безопасности. Это не государственный музей. Сначала была частная коллекция Гетти, потом какому-то фонду досталась
"зачем они так сделали?" В LA вообще все так устроено, чтобы доставить максимальное количество неудобств
"Julia" написал(а): В LA вообще все так устроено, чтобы доставить максимальное количество неудобств
да... чувствуется она тебя задела за живое )
Она, в смысле вилла? Нет, это еще вписывается в мое представление о нормальном, дальше - веселей. Пишу подробно на случай, если кто-то пойдет по моим стопам)) Я много видела отчетов от людей, которые на виллу так и не попали
"Julia" написал(а):Я много видела отчетов от людей, которые на виллу так и не попали
дурдом
"На вилле все хорошо и красиво: сама вилла, сады, деревья, вид на океан. Только очень холодно и очень ветрено, холодней, чем на побережье, хотя, казалось бы, куда еще холодней, и значительно холодней, чем в городе. Душа просила пуховик и шапку :-))"
ничего себе! а по фоткам кажется, жара!
я когда в самолете в окошко смотрела, было такое ощущение, что там за 30. Ничего подобного(( На фотках ЛА вообще значительно лучше, чем в жизни
окна из оникса? кучеряво.
и как это выглядит? если бы ты не знала. что они из оникса, что бы подумала?
Я там вообще окон не заметила))
" Никаких шаттлов до Центра Гетти не оказалось, такси тоже. На музейном шаттле спустились вниз. Ловить такси на highway – можно даже не думать. Машины несутся на бешеной скорости, и никаких такси нет.
У меня был распечатанный с Гугла маршрут: около мили идти по побережью до автобусной остановки Sunset/Pacific Coast Highway Layover (в сторону, противоположную Малибу), дальше на автобусе 2 или 302 (ходит раз в 30 минут) ехать 41 (?!) остановку, до остановки Sunset/Church (Гугл отводит на поездку на автобусе 21 минуту), потом идти пешком 1,3 мили (2,08 км). Ходить пешком полезно)) "
Госсподи, а чо так все геморройно то?
лучше бы брали там деньги какие-нибудь за внутренний шаттл. если не могут себе позволить бесплатный.
"Изначально была у меня мысль погулять по бульвару после Центра Гетти – негде там гулять и незачем."
как странно
гулять там можно только на кусочке Голливудского бульвара, где все киношные достопримечательности, вдоль моря и по пирсам. Можно в Санта-Монике пройтись и в Беверли Хиллз, особого смысла нет, но там хотя бы магазины есть, не купить, так поглазеть. Ну и всякие сады-парки, совмещенные с музеями. Около Universal studios есть симпатичная улица с ресторанами и магазинами, ну и внутри конечно тоже. А больше и податься-то некуда.
Еще вариант - сесть на электричку и доехать до любого города в Калифорнии и там гулять, они все вдоль побережья расположены. До Сан-Франциско поезд точно идет, дальше не смотрела. Можно даже до Мексики доехать на электричке, непонятно только, как там происходит прохождение границы. Правда, говорят в Тихуане стремно и нечего делать.
"Воды в бассейне нет, пишут, что из-за засухи. Только табличка весьма полиняла от дождей, да и другие отчеты по вилле я видела, там тоже бассейн без воды. Наверно, все-таки не засуха, а жадность."
а я еще когда смотрела фотки, подумала, как это они умудряются такой идеальной чистоты бассейн содержать, голубенький... бассейны зарастают зеленкой, и мусор туда падает, листья, насекомые...
по фоткам ведь непонятно, есть там вода, или ее нет...
а оказывается, там просто нет воды! ))
:-))))))))))) В маленьких бассейнах вода была, очень чистая
Вазочки стоят за стеклом?
Конечно, все за стеклом
"И конечно ювелирка, это любимое :-))"
фоткала?
Конечно)) Выложу
Закончила этот отчет и выложила новый кусок http://www.happyho.ru/report/49804